Пробиотики полезны для пациентов с болезнью Альцгеймера

Фото: Google Images
14 ноября 2016 года, 14:30

Ученые из двух иранских университетов — Кашанского университета медицинских наук (Kashan University of Medical Sciences) и Исламского университета Азад (Islamic Azad University) обнаружили связь между микробиомом желудочно-кишечного тракта и когнитивной функцией у пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера. Специалисты обнаружили, что нормализация микробиома с помощью пробиотиков — бактерий Lactobacillus и Bifidobacterium приводит к значительному улучшению мозговой деятельности в области познания. Пациенты, которые принимали пробиотики, успешнее справлялись с различными тестами. Это исследование стало первым, в котором участвовали люди, а не животные.

Ученые из Университетского колледжа Корк (University College Cork) обнаружили, что бактериальный пробиотик способен снизить уровень стресса и улучшить память. Объектом изучения американских ученых стал микроорганизм Bifidobacterium longum 1714. Его эффективность была успешно протестирована на мышах, сообщают авторы. Преклинические испытания пробиотика продолжались более трех лет, в течение которых удалось доказать, что грызуны стали менее тревожными, а их память улучшилась.

Известно, что полезные бактерии могут частично защитить организм их носителя от самых разнообразных заболеваний — экземы, инфекционной диареи, аллергии, некоторых болезней зубов и так далее. Ранее проводились исследования на грызунах, которые показали, что прием пробиотиков делает животных более обучаемыми, улучшает их память, снижает проявления депрессии и других расстройств. Иранские ученые провели эксперимент с участием 52 пациентов с болезнью Альцгеймера — женщин и мужчин в возрасте от 60 до 95 лет. Половина участников ежедневно выпивала по стакану (200 мл) молока, куда добавляли 4 вида бактерий — Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus casei, Lactobacillus fermentum и Bifidobacterium bifidum — примерно по 4 миллиарда бактерий каждого вида. Вторая половина выступала в качестве контрольной группы, ее участники пили простое молоко без пробиотиков.

В начале исследования и затем через 12 недель специалисты взяли анализ крови у каждого пациента, а также предложили всем участникам пройти тесты на когнитивную функцию, которые включали в себя задания следующего характера: назвать текущую дату, посчитать от 100 семерками в обратном порядке, назвать какой-либо предмет, повторить фразу, скопировать картинку. Средний результат по 30-балльной шкале составлял в начале исследования около 8,7 в группе пробиотиков и около 8,5 в контрольной группе. Через 12 недель те участники, которые употребляли обогащенное молоко, показали улучшение — их средний балл повысился до 10,6. В контрольной группе, напротив, произошло ухудшение — до 8,0. Несмотря на то, что по сравнению со здоровым человеком результаты пациентов не слишком впечатляли, для них 2 балла можно было считать существенным прогрессом.

Кроме результатов тестов, у пациентов были и другие изменения. В группе пробиотиков было отмечено снижение концентрации некоторых элементов крови — например, высокочувствительного С-реактивного белка, триглицеридов и других, а также уменьшилась активность клеток поджелудочной железы, ответственных за производство инсулина. Махмуд Салами (Mahmoud Salami) из Кашанского университета медицинских наук прокомментировал, что, возможно, эти изменения — ключ к пониманию, каким именно образом пробиотики влияют на мозг пациентов с расстройствами, подобными болезни Альцгеймера.

Профессор и его коллеги ранее уже доказали, что пробиотики положительно влияют на когнитивную функцию у страдающих диабетом крыс, а теперь ими было проведено ервое исследование с участием людей. В будущем иранские ученые собираются провести более масштабное исследование, детально исследовать механизм работы пробиотиков и проверить, улучшится ли состояние пациентов, если они будут принимать пробиотики в течение более длительного времени.

For the first time, scientists have shown that probiotics -- beneficial live bacteria and yeasts taken as dietary supplements -- can improve cognitive function in humans. In a new clinical trial, scientists show that a daily dose of probiotic Lactobacillus and Bifidobacterium bacteria taken over a period of just 12 weeks is enough to yield a moderate but significant improvement in the score of elderly Alzheimer's patients on the Mini-Mental State Examination (MMSE) scale, a standard measure of cognitive impairment.

Science Daily