Гены устойчивости к антибиотикам разносят мухи и птицы

Фото: B A N K E R D/Shutterstock
7 февраля 2017 года, 20:35
Читать еще: антибиотики

Первое систематическое исследование устойчивости бактерий к «антибиотикам последней надежды» прошло в больницах и фермерских хозяйствах Китая. Оказалось, что проблема куда серьезнее, чем предполагалось ранее – во-первых, резистентность микроорганизмов к антибиотикам была намного сильнее, чем ожидали специалисты, а во-вторых – гены этой резистентности переносят мухи. «Антибиотики последней надежды», среди которых можно выделить группу карбапенемов, применяются в тех случаях, когда не помогают никакие другие. Если не работают карбапенемы – одним из немногих оставшихся вариантов считается колистин. Ранее считалось, что бактерий, устойчивых к нему, нет, однако в 2015 году в Китае нашли микроорганизмы с этим свойством. Гены резистентности к антибиотикам могут передаваться между разными типами бактерий.

Ученые из университета Макмастера (McMaster University) и Акронского университета (The University of Akron) во время проведения раскопок в одной из длиннейших пещер мира — Лечугилье (Lechuguilla) в США — обнаружили новую бактерию, уникальную по своим свойствам. В течение 4 миллионов лет бактерии, названные Paenibacillus, были изолированы от внешнего мира, однако анализ показал, что они резистентны к 18 из ныне разработанных антибиотиков, причем среди этого числа есть даже «антибиотики последней надежды», которые применяются лишь в крайних случаях. Это означает, что эволюция выработала у этих бактерий механизмы защиты задолго до того, как появилась потенциальная опасность в виде первых антибиотиков.

Колистин в Китае не используют для лечения людей. Его дают животным (в основном свиньям и курам) в качестве пищевой добавки для стимуляции их роста – около 8 тысяч тонн ежегодно по всей стране. В апреле планируется прекратить эту практику и начать использовать колистин уже в качестве человеческого антибиотика – но, возможно, для этого уже слишком поздно. Исследователи из Кардиффского университета обнаружили, что бактерии, вызвавшие заболевания у 1% пациентов в китайских больницах, уже выработали устойчивость к колистину, даже если его не применяли в терапии.

Другая научная работа показала, что около трети образцов мяса птицы и животных заражены устойчивыми к карбапенемам микроорганизмами. В четверти образцов от этого числа бактерии были резистентны также и к колистину. Более того, гены устойчивости, как выяснилось, «имеют крылья». Они были найдены в собачьих фекалиях на территории птицеводческих хозяйств, а также в организме мух с этих ферм. Сотрудник Кардиффского университета Тим Волш (Tim Walsh) пояснил, что летом мухи разносят эти гены повсюду. Позднее гены были обнаружены и в птичьем помете, что означает, что устойчивость к «антибиотикам последней надежды» может «переехать» и в соседние планы.

Когда специалисты секвенировали геном бактерий, они выявили, что практически во всех образцах куриного мяса присутствовали микроорганизмы, имеющие ген устойчивости к колистину mrc-1, но при этом активно продиводействовала антибиотику только половина, в остальных бактериях этот ген находился в «спящем режиме». Таким образом, ранее – при проведении стандартных тестов – опасность была значительно недооценена.

It is now the year of the chicken in China – in more ways than we knew. The first systematic study of bacterial resistance to last-resort antibiotics on farms and hospitals in China has revealed far more resistance than standard tests had previously suggested, especially on chicken farms and meat. Worse, the study reveals for the first time that the genes that give bacteria their resistance are being spread by flies. Antibiotics of last resort constitute our final weapons against bacterial infections that have resisted all other drugs. Carbapenems are often used as such drugs, but bacteria with genes for resisting carbapenems are spreading.

New Scientist