«Затыкать дыры неграмотными врачами недопустимо»

Фото: ESB Professional/Shutterstock
3 марта 2017 года, 15:01
Комментировать

В Госдуме озаботились качеством медицинского образования. Депутаты считают проводимую в стране реформу вузовской и постдипломной подготовки врачей неправильной и готовы отменить ее на законодательном уровне. Поскольку эта реформа была запущена совсем недавно, говорить о ее «катастрофических» последствиях рано. Другое дело, что Минздрав начал преобразования без учета мнения профессионального сообщества, в большинстве своем с ними не согласного.

Основные направления реформы свелись к отмене интернатуры, как седьмого года обучения врачей и изменения формы послевузовской подготовки врачей.

Отмена интернатуры

Интернатура, когда выпускник медвуза еще не врач, но уже и не студент — это первичная последипломная специализация на базе медучреждения под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Отработанная десятилетиями система интернатуры была упразднена с 1 сентября 2016 года. Это значит, что выпускников этого года сразу после окончания вуза допустят к работе по трем базовым врачебным специальностям — участкового терапевта, участкового педиатра и общего стоматолога. Таким образом Минздрав рассчитывает решить проблему дефицита кадров в первичном звене. Трехлетняя отработка выпускников в качестве врачей общей врачебной практики, фактически, станет обязательной. Только после этого молодой специалист сможет поступать в ординатуру по остальным врачебным специальностям.

Отмена интернатуры была прописана в принятом в конце 2011 года федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», и у вузов было пять лет на то, чтобы перестроиться. Предполагалось, что студенты начнут работать под присмотром своих преподавателей уже на шестом курсе, и после окончания вуза будут готовы к самостоятельной работе. И приступят к ней, получив вместе с дипломом первичную аккредитацию.

«Важнейшие практические навыки для работы в первичном звене здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу, — объяснял ранее в интервью «Медновостям» ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко. — В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках под контролем старших коллег и преподавателей». По словам Глыбочко, ликвидация интернатуры «это во многом больше необходимость, чем прихоть чиновников: скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей; убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях».

Ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

Позиция Госдумы: «реформа ведет к катастрофическим последствиям»

Между тем, в Госдуме уже готовят поправки в действующее законодательство, суть которых заключается в том, чтобы вернуть медицинское образование к старой системе, предусматривающей шесть лет обучения в институте, а затем — год интернатуры либо два года ординатуры для желающих выбрать узкую специализацию. По мнению законодателей, система аккредитации, на которую перешли вузы, не обеспечивает должную подготовку будущему врачу.

Кроме того, как заявил первый заместитель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал, обязанность трехлетней отработки в первичном звене может привести к катастрофическим последствиям, поскольку сразу после выпуска медик еще не готов взять на себя всю меру ответственности за здоровье пациентов. Кроме того, это ухудшит ситуацию с набором в медвузы — мало кто захочет в них поступать, если потом придется ехать в сельскую больницу. И, наконец, страна останется без узких специалистов.

Мнения экспертов: «выпускник вуза — еще не врач»

Профессор первого МГМУ им. Сеченова, член президиума Пироговского движения врачей Павел Воробьев считает недопустимым затыкать дыры в амбулаторном звене неграмотными врачами. «Первичное звено — самый ответственный участок, на котором решаются 80% проблем здоровья человека. И работать там должны люди, которые обладают определенными знаниями и навыками, пройдя специальную подготовку после получения диплома, — считает эксперт. — Последипломное образование до выхода человека в самостоятельную медицинскую практику должно быть обязательным этапом подготовки. Сколько лет — зависит от специальности, но сразу после студенческой скамьи самостоятельно работать нельзя».

По мнению члена Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктора медицинских наук Алексея Старченко, без интернатуры можно было бы обойтись в случае поступления выпускника сразу после получения диплома в ординатуру. «Например, для нейрохирурга интернатура, действительно, лишнее звено, здесь нужны ординатура и более глубокие специализации, — считает эксперт. — Но для ряда терапевтических специальностей (пульмонолог, кардиолог и др.), амбулаторных хирургов интернатура необходима. Для врача критически важен именно клинический опыт, опыт самостоятельного принятия решения по каждому больному. Не приобретя такого опыта, врач не может начать работать полноценно, очень высока вероятность дефектов и ошибок. И интернатура все-таки частично решала эту проблему».

Алексей Старченко. Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Поддерживает идею возврата интернатуры и бывший глава думского комитета по здравоохранению, ныне сенатор Сергей Калашников. «Отказ Минздрава от ординатуры — большая ошибка, — считает Калашников. — Выпускник вуза еще не является врачом. Во всем мире существует целая система, которая позволяет действительно осваивать конкретные медицинские технологии. И, кстати, занимает это порядка пяти лет, а не двух лет, как наша ординатура». При этом сенатор не согласен с идеей депутатов приостановить реформу медобразования. «Там нечего приостанавливать, — заявил он. — Никакой реформы, которая бы имела заданные параметры, цели и сроки нет, идет разрушение медицинского образования».

Непрерывное образование: «разорительные кредиты»

По мнению Старченко, наоборот, реформирование идет полным ходом. С 2016 года в России начала внедряться аккредитация медработников — проверка готовности «осуществлять деятельность по определенной медицинской специальности». В Минздраве новую систему называют формой непрерывного постдипломного образования, необходимой для повышения качества медпомощи. На смену привычным и, по мнению многих экспертов, действительно изжившим себя курсам повышения квалификации, которые медики проходили каждые пять лет, приходит новая система. При этой системе одну часть образовательных баллов специалист будет набирать в рамках старой системы обучения, а другую — участвуя в «живых» конференциях высокого уровня. 

«Но то, что хорошо на Западе, с его подходом к образованию и совершенно иной шкалой ценностей, в наших условиях может обернуться катастрофой»,— считает Старченко. Как объяснил эксперт, получение образовательных баллов или по-другому «кредитов» в российских условиях может стать для простых врачей настоящим разорением. А заодно приведет к тому, что в стране «не останется врачей дефицитных специальностей, например, анестезиологов».

Фото: Henri Schmit/Shutterstock

«Я сам — анестезиолог, и для того, чтобы пройти аккредитацию, должен в течение 5 лет набрать 250 «кредитов», — рассказал Старченко. — Обычный сертификационный цикл — 144 часа учебы, которую, как и раньше, можно пройти раз в пять лет, теперь оценивается в 50 «кредитов». Остальные 200 нужно будет получить за участие в конференциях, организаторы которых получают от Минздрава право присваивать образовательные баллы. Пока я не видел конференций, дающих больше 10 «кредитов». Значит, мне нужны пять конференций в год, участие в каждой из которых обойдется в среднем в 10 тысяч рублей. И это без дорожных и иных расходов. А поскольку эта система связана с возможностью сохраниться в профессии, цены будут расти. И потом, анестезиологи —специалисты, которых сегодня не хватает, и никто их по пять раз в год на конференции отпускать не будет. Как, впрочем, и участковых терапевтов».

Поделиться

Комментарии (21)

Код подтверждения:

Уважаемые читатели!
Ссылки на сторонние ресурсы, нецензурные, бессодержательные, пропагандистские и антинаучные высказывания удаляются без предупреждения. Максимальная длина комментария — 1000 символов.

  • 04.03.2017 11:24

    Реми ле Одуэн

    Цензурных слов нет. Бабосы уже попилены, откатываем обратно? Так же, как было с ФАПами, "централизацией" и "модернизацией". Откатанная схема.

  • 04.03.2017 17:12

    Пациенты

    «Затыкать дыры неграмотными врачами недопустимо»...
    .
    Зачем нам грамотные врачи? Какой нам толк от их грамотности? Нам нужны умелые врачи, которые умели бы вылечить больных, хотя бы от гриппа или ангины. Пиарите свою глупость.

  • 04.03.2017 17:26

    1

    Может, вы, наконец, сделаете что-то с этой помойкой? До смены руководства был нормальный ресурс. Сейчас - яма с навозом, где копошатся тупые тролли.

  • 04.03.2017 17:39

    1

    К счастью, сейчас появилось достаточно аналогичных по теме сайтов, посещение которых не оставляет ощущения, что наступил в кучу дерьма, как здесь, на медпортале. Надеюсь от сложившейся традиции в ближайшее время избавлюсь не только я.

  • 04.03.2017 19:39

    1

    Не принимайте меня всерьез, у меня температура...

  • 04.03.2017 20:45

    гость

    ...у нас в стране "врачишки такие сякие", а когда уезжают в Германию или Израиль становятся сразу гениальными.

  • 04.03.2017 22:29

    Пациенты

    гость
    ...у нас в стране "врачишки такие сякие", а когда уезжают в Германию или Израиль становятся сразу гениальными.
    .
    Да знаем мы этих "гениев". Их полно в Европе и США. Потому и не спасли дипломата Чуркина и не вылечили певца Хворостовского. И не только их.

  • 04.03.2017 23:43

    Психиатр

    Весна идет - весне дорогу!

  • 05.03.2017 06:17

    Психу

    Проснись, весна уже пришла.

  • 05.03.2017 23:02

    великолепный гоша

    Чтобы хороший врач поехал работать в дыру,нужна очень высокая денежная и моральная мотивация. Все. Если государство платит в селе 10 тысяч и дает халупу вместо жилья-засуньте в жо..все размышления об интернатуре,ординатуре и иной форме обучения. Село загибается и стагнирует-его тихо и настойчиво убивают,сначала урезают бюджеты,затем сокращают места ввиду финансовых дыр.

  • 06.03.2017 09:13

    просто врач

    Согласен, админы - хватит спать, где вы?
    А с этим законом всё просто- не хотят дети чинушей, которым нравиться играть во врачей идти батрачить в поликлинику- вот и засуетились папашки и мамашки

  • 13.03.2017 08:55

    Эндо...

    "Поскольку эта реформа была запущена совсем недавно, говорить о ее «катастрофических» последствиях рано." ДАВНО ПОЗДНО! Потеряна мотивация к соучастию, состраданию, к желанию помочь, а не выполнить тупые стандарты. Творческому развитию врача пришел конец. Уходит старая гвардия, потерян институт наставничества, в медицину приходят новые люди, приходят не лечить, а оказывать услуги... Всё как вы хотели.

  • 15.03.2017 10:51

    Любовь

    То, что у нас с подготовкой медицинских кадров не всё в порядке (даже при наличии кучи интернатур чуть ли не по всем специальностям), вроде бы, ни у кого сомнений не вызывает. А, следовательно, реформы нужны. Правительство проводит продуманную реформу! О продуманности говорит тот факт, что о том, что начало делаться только в 2016 году, было известно задолго (в 2011-12 году) и ни от кого не скрывалось! И всех призывали многократно для обсуждений деталей. Конструктивных предложений 0,1 %, зато 99,9% высказываний о призывах к конечно очень желаемому, но по факту невозможному возврату в прошлое. Отказ от реформы, которая уже начата – это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!!!! Проблема не в наличии или отсутствии интернатуры, и не в новом экзамене (для аккредитации). Все, кто сейчас настаивают на приостановлении реформы, являются, своего рода, соучастниками и, даже, не побоюсь этого сказать, предателями. Это либо надо было делать раньше, либо стоит очень серьезно разобраться в сути проводимых изменений...

  • 15.03.2017 10:55

    K.,jdm

    Должен быть конкретный план действий, а не набор абстрактных пожеланий, ещё и высказанный в негативной форме. Нужно всем вместе бороться, НО не против реформы, а против истинных СУЩЕСТВУЮЩИХ СЕЙЧАС ПРОБЛЕМ, которые не дают достойно работать медикам и достойно получать медицинскую помощь гражданам. А проблем традиционно три:
    1. Не достаточно продуманный учебный процесс на любом из уровней медицинского образования (т.е. отсутствие каких либо гарантий от образовательной организации, что подготовка, которая ими осуществляется, действительно отвечает тому, что от медика будет требоваться на практике).
    2. Не достаточно продуманная структура использования медицинских кадров (здесь необходимо понять, что важнее присваивать медицинским работникам разные специальности или же всё таки квалификации и функционал, который каждый конкретный работник может на себе тянуть).
    3. ОТСУТСТВИЕ АВТОРИТЕТНЫХ, ТОЛКОВЫХ и СМЕЛЫХ специалистов, которые бы могли содержательно наполнить эту реформу.

  • 17.03.2017 20:39

    Просто врач

    Я работаю на 2-х работах. После дневной работы в отделении или дежурю в ночь или на вечернем приёме в поликлинике. Когда я должен ездить по конференциям. Каждый год отправлять на обязательные 36 баллов, кому тогда работать? Каким образом успевать все это совместить? Семью хоть раз в неделю тоже хочется видеть.

  • 20.03.2017 15:10

    Просто прохожий

    Интересно, откуда ресурс берет "экспертов"? Если бы г-н Старченко потрудился зайти на официальный сайт Минздрава по НМФО (edu.rosminzdrav.ru), то он бы там нашел полную информацию о том, что 50 кредитов складываются из 36-часового цикла повышения квалификации и 14 кредитов за мероприятия (конференции или модули дистанционного обучения), фактически 2-дневная конференция (12 кредитов) и два часовых модуля. Там же описаны и схемы оплаты обучения.

  • 21.03.2017 12:06

    Ольга

    Нельзя отменять интернатуру и ординатуру! Интернатура даёт возможность молодому врачу разобраться каким специалистом ему быть. Без ординатуры мы потеряем узких специалистов.Уже в интернатуре можно понять-будет из врача толк или нет. Зачем "изобретать велосипед"? Наша система образования была ЛУЧШЕЙ! Молодые специалисты поедут в село, если будет достойная зарплата(а не 14-15тыс.)и жильё. И если отменят "план-заказы" и гонка за показателями "добровольной" диспансеризации населения.

  • 27.03.2017 11:01

    Киркоев Ж.

    Физиолог Василий Львович Пономаренко:
    «Выходя из ВУЗов, врачишки много-много знают лекарств и лечебных технологий, не знают лишь одного – земными средствами больного человека не вылечить!»

  • 27.03.2017 11:39

    Смегул

    Искренне желаю всему составу Минздрава вместе с Скворцовой летать на самолёте с экипажем в НОЛЬ ЧАСОВ ПОЛЁТОВ... Экипажу разрешить иметь парашюты..

  • 27.03.2017 17:53

    Оля

    Запутались вы, эксперты, в антинародной медицине.

  • 27.03.2017 22:31

    Смегул

    Всему составу Минздрава тоже дать парашюты.

Сильнее всего здоровье россиян подрывают социально-экономические условия и плохая окружающая среда
Всемирная организация здравоохранения заявила об успехах в борьбе с забытыми болезнями
Яндекс запустил бета-версию телемедицинского проекта, в которой доктор может дать общие рекомендации
В отчете правительства в Госдуме премьер-министр много говорил о медицине, причем только хорошее
Интервью с зав онкоколопроктологическим отделением Нижегородского онкодиспансера Виталием Тереховым
По мнению студентов, ординатура в институте Склифософского - это почти как война