Как помочь антибиотикам бороться с «супербактериями»?

Фото: WhiteDragon/Shutterstock
15 марта 2017 года, 15:01

Применив ультрасовременные геномические инструменты, ученые определили гены, которые обуславливают устойчивость к антибиотикам в двух супербактериях. Это открытие может привести к разработке «вспомогательных лекарств», которые могут восстановить восприимчивость бактерий к антибиотикам. Этой теме посвящен материал на Medical News Today.

Ученые из Копенгагенского университета и Школы ветеринарной медицины в Сент-Китсе опубликовали свои две работы в журналах Scientific Reports и Antimicrobial Agents and Chemotherapy.

Резистентность к противомикробным препаратам представляет собой глобальную угрозу здоровью человечества. Количество инфекций, вызываемых бактериями, вирусами, паразитами и грибками, постоянно растет — при этом они вырабатывают устойчивость к противомикробным лекарствам и антибиотикам, которые ранее использовались для борьбы с ними. Особому риску подвергаются пациенты, которым делают операции, пересадкиорганов, а также те, кто проходит химиотерапию, — у них могут развиться крайне тяжелые инфекции.

Стоимость ухода за больными, инфицированными так называемыми супербактериями, выше, чем расходы на лечение пациентов с нерезистентными инфекциями. На них требуется больше исследований, их лекарства дороже и в больнице они задерживаются дольше.

Если мы не отыщем способы борьбы с резистентными супербактериями, смертность, связанная с противомикробной резистентностью, превысит смертность от рака и в 2050 году составит 10 миллионов человек в год.

Ученые исследовали две супербактерии: клебсиеллу пневмонии и кишечную палочку. Обе бактерии ВОЗ классифицирует как «наиболее опасные в настоящий момент патогены».

Клебсиелла пневмонии — распространенная кишечная бактерия, которая может вызывать смертельные инфекции. Она — частая причина больничных инфекций, включая пневмонию и инфекции кровотока. Бактерия также поражает новорожденных. Штаммы клебсиеллы пневмонии, которые устойчивы к мощным антибиотикам карбапенемам, уже распространились по всему миру. В некоторых регионах лечение карбапенемами не помогает примерно в половине случаев.

Кишечная палочка — тоже часто встречающаяся кишечная бактерия, она обычно вызывает инфекции мочевыводящих путей. Во многих странах антибиотики фторхинолоны уже не действуют против штаммов этого патогена примерно в половине случаев.

С помощью новейших технологий команда ученых рассмотрела гены, которые могут влиять на то, как супербактерии переживают лечение антибиотиками. Они выявили несколько генов в резистентных штаммах клебсиеллы пневмонии, которые имеют ключевое значение в ее устойчивости к колистину — антибиотику последнего поколения, который используется в лечении вызванных патогеном резистентных инфекций.

Исследователи продемонстрировали, что «отключение» одного из генов под названием dedA полностью восстанавливает восприимчивость бактерии к колистину. Такие же тесты ученые провели, чтобы показать, что отключение некоторых генов в мультирезистентных штаммах кишечной палочки возвращает им восприимчивость к бета-лактамных антибиотикам (среди них пенициллин и карбапенемы).

Открытие обещает разработку нового типа вспомогательных лекарств, которые будут назначаться пациенту вместе с антибиотиком с целью повысить его эффективность. «Наша работа доказывает, что резистентные супербактерии не непобедимы. У них есть ахиллесова пята, и теперь мы знаем, как с ними бороться», — говорит руководитель исследования Лука Гаурдабасси.

Они развивают зоны мозга, отвечающие за внимание и концентрацию, но и вызывают зависимость