Лягушачья слизь против гриппа

Фото: Jeff McGraw/Shutterstock
20 апреля 2017 года, 18:50

Ученые из Университета Эмори, штат Джорджия, и Центра биотехнологий Раджива Ганди в Индии доказали, что лягушачья слизь может уничтожать вирусы гриппа категории H1. Исследование, проведенное  командой ученых под руководством профессора микробиологии и иммунологии Медицинской школы Университета Эмори Джоши Джейкобом, опубликовано в журнале Immunity.

Предыдущие исследования продемонстрировали, что секрет, выделяемый лягушачьей кожей, содержит противомикробные пептиды, которые защищают этих рептилий от вредных бактерий. Команда Джейкоба обнаружила, что выделения с кожи южноиндийских лягушек функционируют как «антигриппозные пептиды» и могут оказаться полезными в разработке антивирусных лекарств.

Такие пептиды могут оказаться бесценным ресурсом в случае новой пандемии гриппа, возникающей после появления нового штамма вируса гриппа, который быстро и легко распространяется. В отсутствие вакцины против нового штамма — или в ситуации, когда уже циркулирующие штаммы развиваются резистентность к существующим лекарствам, — можно использовать антивирусные пептиды.

Профессор Джейкоб и его команда нарекли обнаруженный ими пептид урумином — в честь традиционного индийского меча-пояса под названием «уруми». Ученые использовали мягкую электрическую стимуляцию для сбора урумина из кожных выделений индийской лягушки Hydrophylax bahuvistara. Некоторые антибактериальные пептиды ядовиты для клеток млекопитающих — они нарушают целостность клеточных мембран. Однако Джейкоб с командой рассмотрели урумин с помощью электронной микроскопии и убедились в том, что пептид нарушал лишь целостность вируса гриппа.

Профессор отмечает, что урумин присоединяется к стволовой части гемогглютининового белка — части вируса, ответственной за привязывание вируса к зараженной клетке. «Эта особенность может оказаться крайне ценной, потому что текущие лекарства против гриппа поражают другие части вируса», — комментирует Джейкоб.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодные эпидемии гриппа затрагивают от 5 до 15% населения северного полушария Земли. Самый действенный метод профилактики гриппа для уязвимых в смысле последствий болезни групп населения — ежегодная вакцинация.

Команда Джейкоба провела эксперимент, в ходе которого невакцинированным мышам через нос ввели урумин. Пептид защитил грызунов от летальной дозы вируса гриппа. Однако урумин показал свою эффективность лишь против некоторых штаммов гриппа — а именно, штаммов H1, которые вызвали пандемию в 2009 году. Против штаммов типа H3N2 пептид не помогает. От какой заразы урумин защищает лягушек, также пока неизвестно.

• 19.07.2017 15:05

Ольга

Что только не придумают! Даже слизью лягушек хотят грипп лечить, как будто в аптеках нет нормальных противовирусных препаратов!

• 19.07.2017 15:50

Наталья М.

Ольга, а где они, нормальные? Покупала разрекламированные средства - не помогли. Лучше уж слизью лягушек полечиться)))) И закаляться, начиная с лета...

• 19.07.2017 15:55

Ольга

Слушайте, за всех не скажу, а за себя могу: мне противовирусные помогают. Например, ингавирин неплохой препарат. С ним быстро приходишь в норму. Он не дает вирусу размножаться, ну и вообще иммунитет поднимает. Командует: «эй ты интерферон, хватит бездельничать и отсиживаться. Давай расти и работай!»)))

• 19.07.2017 16:03

Наталья М.

Его не пробовала. А чем он от других отличается?

• 19.07.2017 23:44

Как популярны стали иммуномодуляторы! Может ну их, давайте лечиться натюрель: чесночком, лучком, лимончиком)

• 20.07.2017 12:31

Ольга

Чесночком, лучком и в больничку потом! Нет, я за современную медицину. Чеснок это все для самоуспокоения, как говорит Комаровский
    Как раз про ингавирин я читала, что это инновационный препарат. Там состав уникальный, ну и механизм действия соответственно. Я не разбираюсь в составах... Помогает и ладно!

В ходе эксперимента они продемонстрировали этот эффект на компьютерных трехмерных фигурах