Иммунотерапия поможет против туберкулеза

Фото: Tatiana Shepeleva/Shutterstock.com
11 мая 2017 года, 19:40

Сотрудники Института Фрэнсиса Крика (The Francis Crick Institute, Великобритания), открыли естественный механизм, с помощью которого клетки иммунной системы человека борются с бактериями – возбудителями туберкулеза. Это открытие может помочь в разработке новых методов лечения, в ходе которых не будут задействованы антибиотики – а значит, устойчивые к антибиотикам бактерии также можно будет победить. Научная работа, которой руководил Максимилиано Гутьеррез (Maximiliano Gutierrez) велась совместно с специалистами из Нидерландов, Норвегии и Германии.

Макрофаги, иммунные клетки организма, распознают Mycobacterium tuberculosis и поглощают их, помещая в свои внутренние «отсеки», вакуоли-фагосомы. Однако еще до того, как в фагосому попадают энзимы и токсичные соединения, способные уничтожить бактерию, та может пробить отверстия в мембране фагосомы и пробраться внутрь клетки, убив ее и получив доступ к питательным веществам. Наблюдая за этим процессом, исследователи обнаружили, что существует природный механизм, предохраняющий мембраны фагосом от вредного воздействия бактерии – фагосомы увеличиваются, чтобы микроорганизму было сложнее достигнуть мембраны и пробить в ней отверстие. Это дает клетке достаточно времени, чтобы в нее успели попасть антибактериальные компоненты. Весь процесс ученым удалось увидеть в микроскоп. При увеличении фагосом работает белок Rab20 – он «командует» фагосомам, что пора увеличиваться. В организме больных туберкулезом концентрация этого белка выше – это подтверждает гипотезу исследователей о том, что он играет важную роль в борьбе с заболеванием.

Блогер и феминистка Татьяна Никонова пишет учебник по сексуальному просвещению для подростков
Почему диета по анализу крови оказывается эффективной, хотя ученые в нее не верят?
МедНовости беседуют с детским нейроонкологом Борисом Холодовым об успешном лечении и страхах