Стресс в утробе матери может вызвать компульсивное переедание у девочек

Фото: lineartestpilot/Shutterstock
2 июня 2017 года, 08:02
Широко известно, что стресс может вызывать расстройства пищевого поведения, в том числе компульсивное переедание. Раньше считалось, что связь эта исключительно психологическая, однако сейчас ученые все больше ищут ответ в генетике и биологии.

Новое исследование, проведенное учеными из Института Вейцмана в Израиле и Института психиатрии Макса Планка в Германии, демонстрирует, что перенесенный во время беременности стресс изменяет мозг и может вызвать у рожденной самочки невоздержанность в потреблении пищи. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Metabolism.

Компульсивное переедание характеризуется тем, что человек теряет контроль над своими пищевыми привычками и периодически потребляет большое количество еды за короткое время — даже если не голоден. Такие люди часто страдают лишним весом или ожирением, а также испытывают стыд, чувство вины и стресс — что, в свою очередь, провоцирует последующие приступы переедания.

Как и в случае прочих видов расстройств пищевого поведения, первая манифестация обычно происходит в подростковом возрасте или юности. Расстройство это в 2,5 раза чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Ученые все чаще говорят о том, что причины развития таких состояний кроются в сочетании генетических, биологических, психологических и социальных факторов. МедНовости писали о том, что ученые определили генетический локус нервной анорексии.

Авторы исследования отмечают, что расстройства пищевого поведения связаны со стрессом, перенесенным в раннем детстве, — типа детской травмы или осложнениях в родах. Они также говорят, что пренатальный стресс также влияет на плод и может привести к различным психиатрическим и метаболическим расстройствам.

Ученые создали мышиную модель, которая показала, что внутриутробный стресс и стресс в раннем детстве увеличивает риск развития компульсивного переедания у самок. Изменения в мозгу в таком случае эпигенетические по своей природе, то есть они не меняют код генов, но отмечают их химическими маркерами, которые изменяют поведение генов.

Команда могла манипулировать нервными цепями в мозгу, которые вырабатывают гормоны стресса, например кортизол. Ученые сосредоточились на процессе, в котором участвует кортикорелин (CRF), который у человека связан с воспалением, подавленным аппетитом и тревожностью.

Чтобы активировать лишь кортикорелиновую стрессовую цепь, команда разработала способ запускать ее генетически без воздействия на мышь; известно, что вмешательство человека активирует множество стрессовых цепей в животных.

Исследователи ввели триггер во время третьего триместра беременности мыши, изменив ей воду. Когда команда исследовала гипоталамус рожденной самочки, обнаружилось, что он содержал эпигенетические маркеры в форме метиловых меток.

Однако демонстрировать компульсивное переедание мышата начали лишь в условиях стресса — ученые ограничили им доступ к еде. Мышам три раза в неделю предоставляли двухчасовое окно, во время которого они могли есть столько, сколько хотят. Грызуны съедали очень много еды, при этом очень быстро. Выращенные и воспитанные в таких же условиях мыши из контрольной группы, которых стрессу не подвергали, демонстрировали нормальное пищевое поведение.

Ученые сравнили поведение грызунов с поведением девочек-подростков, которые постоянно ограничивают себя в еде, а потом объедаются пищей, насыщенной жирами и углеводами. То есть, предположили, что девочки, эпигенетически предрасположенные к компульсивному перееданию, провоцируют у себя расстройство, сажая себя на диету.

О том, как булимию, анорексию и прочие опасные нарушения пищевого поведения лечат в Москве, можно прочитать в беседе МедНовостей с психиатром Максимом Сологубом.