Ограничения на продажу алкоголя в европейских странах

  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Сегодня на россиянина приходится порядка 15 литров чистого спирта в год. Причем эксперты считают, что эту цифру надо умножать на 1,5 – 2 из-за распространения нелегального алкоголя.

Антиалкогольная кампания в современной России

По инициативе президента Дмитрия Медведева в России началась очередная антиалкогольная кампания. Причины для такого решения были весьма серьезные. Сегодня на россиянина приходится порядка 15 литров чистого спирта в год. Причем эксперты считают, что эту цифру надо умножать на 1,5 – 2 из-за распространения нелегального алкоголя.

Согласно статистике Роспотребнадзора, в России более двух миллионов больных алкоголизмом. Ежегодно от заболеваний, причиной которых стал алкоголь, умирают 75 тысяч человек. Хроническая алкогольная интоксикация сокращает жизнь в среднем на 17 лет. Кроме того, практически 100% хулиганских действий и три четверти уголовных преступлений совершались в состоянии алкогольного опьянения.

Для борьбы с алкоголизмом было решено использовать комплексный поход: повышение цен, сокращение времени продажи спиртных напитков и ограничение рекламы крепкого алкоголя. Многие россияне остались недовольны этим комплексом мер. Однако такие ограничения впервые появились не в России, и уже давно и успешно используются во многих европейских странах.

Антиалкогольная кампания во Франции

Во Франции в начале XIX века потребление алкоголя на душу населения составляло 20 литров чистого спирта в год. К 1960 году французы ежегодно стали выпивать 24,6 литров алкоголя. В скором времени президент Франции Шарль де Голль начал активную борьбу за здоровье нации, разработав несколько антиалкогольных законов. До 1992 года включительно цены на спиртные напитки и табачные изделия постоянно росли. В 1991 году был принят закон Луи Эвина «Об ограничении рекламы алкоголя», запрещающий любую рекламу алкогольной продукции по телевизионным каналам, а также спонсорство алкогольными компаниями телепроектов. Эти довольно жесткие меры привели к тому, что потребление алкоголя во Франции снизилось на 38% и в 2001 году составило 15 литров на человека. Сейчас во Франции готовится законопроект о запрете на продажу спиртных напитков на автозаправках.

Антиалкогольная кампания в Великобритании

В Великобритании единственным способом регулирования рынка алкогольной продукции является лицензирование. Премьер-министр страны в марте 2009 года отказался от идеи установления высоких розничных цен на спиртные напитки. Также был отклонен законопроект о сокращении допустимого количества алкоголя в крови у водителей с 80 миллиграмм до 50. На сегодняшний момент порядка 10 миллионов человек в Великобритании злоупотребляют алкоголем. От болезней, связанных с алкогольной зависимостью ежегодно умирают более 40 000 человек. Британия лидирует среди европейских стран по пьянству среди подростков, в особенности среди девушек.

Антиалкогольная кампания в Скандинавии

В Скандинавских странах монополия на торговлю спиртными напитками принадлежит государству – спиртные напитки можно купить только в розничных государственных магазинах. В Швеции крепкий алкоголь и пиво можно приобрести только в сети магазинов Systembolaget, которые работают только с 10:00 до 18:00 по будням и с 10:00 до 15:00 в субботу. В Норвегии монополия на торговлю алкоголем принадлежит сети магазинов Vinmonopolet, в Финляндии – Alko, в Исландии – Vinbud.

В Финляндии также действовали жесткие ограничения на продажу спиртных напитков, однако, 1 марта 2004 многие из них были сняты из-за недовольства общественности. В частности магазины Alko начали работать в субботу, цены на крепкие спиртные напитки были снижены на 30%. В результате чего финны стали пить на 35% больше крепкого алкоголя, значительно возросла смертность, увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Антиалкогольная кампания в Исландии

Опыт введения «сухого закона» есть у Исландии. Он был введен в 1912 году и действовал до 1923 года, когда был отменен под давлением со стороны Испании, которая хотела ввозить на рынок Исландии свои вина, и грозила перестать покупать у Исландии морепродукты. Исключительно положительно «сухой закон» действовал на население США с 1920 по 1923 годы, пока мафия не наладила нелегальные поставки из-за границы.

Где еще действует сухой закон?

Сегодня «сухой закон» действует в Индии в штатах Бомбей и Мандрас. Также полный запрет на производство, продажу и употребление спиртных напитков введен в Объединeнных Арабских Эмиратах Иране и Египте. За нарушение запрета жителей ОАЭ ждет сорок ударов плетью, иностранцев – штраф в размере 750 фунтов. За распитие алкоголя в общественных местах туристов ждет тюремное заключение на 2,5 года.

Редакция благодарит клинику «Алкомед» за помощь в подготовке материала.

Источники

  • Lachenmeier DW., Neufeld M., Rehm J. The Impact of Unrecorded Alcohol Use on Health: What Do We Know in 2020? // J Stud Alcohol Drugs - 2021 - Vol82 - N1 - p.28-41; PMID:33573720
  • Berdzuli N., Ferreira-Borges C., Gual A., Rehm J. Alcohol Control Policy in Europe: Overview and Exemplary Countries. // Int J Environ Res Public Health - 2020 - Vol17 - N21 - p.; PMID:33158307
  • Nuyts PAW., Hewer RMF., Kuipers MAG., Lorant V., Grard A., Hill S., Amos A., Kunst AE., Schreuders M., Clancy L., Breslin E., Kinnunen JM., Alves J., Leao T., Mlinaric M., Hoffmann L. Youth Access to Cigarettes Across Seven European Countries: A Mixed-Methods Study. // Nicotine Tob Res - 2020 - Vol22 - N11 - p.1989-1996; PMID:31535686
  • Kuipers MA., Brandhof SD., Monshouwer K., Stronks K., Kunst AE. Impact of laws restricting the sale of tobacco to minors on adolescent smoking and perceived obtainability of cigarettes: an intervention-control pre-post study of 19 European Union countries. // Addiction - 2017 - Vol112 - N2 - p.320-329; PMID:27614109
  • Villalbí JR., Bartroli M., Bosque-Prous M., Guitart AM., Serra-Batiste E., Casas C., Brugal MT. Enforcing regulations on alcohol sales and use as universal environmental prevention. // Adicciones - 2015 - Vol27 - N4 - p.288-93; PMID:26706811
  • Bosque-Prous M., Espelt A., Guitart AM., Bartroli M., Villalbí JR., Brugal MT. Association between stricter alcohol advertising regulations and lower hazardous drinking across European countries. // Addiction - 2014 - Vol109 - N10 - p.1634-43; PMID:24690020
Клиники в Москве

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми