О педагогике Марии Монтессори

  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Имя итальянки Марии Монтессори замечательной учительницы, психолога, физика, врача семьдесят лет было забыто в восточной Европе и упоминалась лишь в трудах историков педагогики.

В то же время на Западе, в Америке, Азии открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в ее школах.

Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учится более 22000 детей, а находится она в Индии. Говорят, что такую же школу, но в Америке окончила, например, дочка Билла Клинтона. Внуки и правнуки Льва Николаевича Толстого, эмигрировавшие в разные страны мира, тоже учились в Монтессори-школах. В Нидерландах, Финляндии и США детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.

Дети – другие

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети - другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой!

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Никогда не повторится!

Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов, когда он наиболее восприимчив к тем или иным проявлениям жизни.

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз. Большая их часть уже в ее время была известна психологам. Но настоящим открытием ученой стало определение сенситивной фазы порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму.

Как можно в обычной жизни заметить, что ребенок переживает сенситивную фазу порядка?

… За кухонным столом мама, папа, бабушка и дедушка всегда занимают определенное, излюбленное место. Мама садится рядом с малышом, бабушка поближе к плите, отец – около окна. Но сегодня бабушка заняла мамино место, а дедушка сел к окну. Мама вообще замешкалась у плиты. Можно сразу заметить беспокойство ребенка. Он «непонятно почему» капризничает, выплевывает еду, стучит ложкой по столу. Родители сердятся, бабушка переживает, что ребенок не желает есть… Семья в напряжении. Но, оказывается, чтобы это напряжение прошло, надо всего-то всем членам семьи рассесться по своим привычным местам!

Внешний порядок постепенно становится внутренним. Вот почему так важно, чтобы пространство детского окружения всегда было рационально, красиво и аккуратно обустроено. Легкий беспорядок в комнате может быть только, когда малыш спит. Но, когда он открыл глаза, все предметы должны быть расставлены по своим местам. Малыш стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь-то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его.

Территория свободы

Образование детей как таковое не являлось для М. Монтессори принципиальным. Индивидуальность обучения она видела в создании специально подготовленной среды, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Ее индивидуальное обучение основано на свободе выбора ребенком этого материала, а так же времени его работы с ним и самостоятельном контроле над ошибками. Ребенок свободен в подготовленной среде. Дидактические материалы для него лишь ключ к миру. С их помощью он упорядочивает ум, учится осознавать пока еще хаотичные представления, врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Ребенок свободен. Он может ходить по классу от стола к столу, между полками с материалом, он может забраться на диван, выйти в коридор или в соседний класс.

Но эта свобода совсем не означает анархию и беспорядок. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Один день в детском саду Монтессори

В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда учитель молча показывает способ работы с материалом.

Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело – общая атмосфера рабочего дня.

Что такое Круг?

Кто-то из Монтессори-учителей назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто - то из детей заболел или кому - то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание.

Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори - группы.

Елена Хилтунен

По материалам сайта: http://www.rebenok.com

Источники

  • Zhang EL., Huang ZY., Chen XP. Rationality and necessity of vascular stapler application during liver resection (Review). // Exp Ther Med - 2021 - Vol21 - N5 - p.498; PMID:33791007
  • Patricios J., Kemp J., Thornton JS., Drezner J. Nuisance or necessity? Why robust peer review is critical for medical science. // Br J Sports Med - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33753344
  • Rakici SY., Koksal V., Bedir R., Goksel S. An urban legend: Malignant transformation caused by radiotherapy in patients with presacral ganglioneuroma. The necessity and first-time administration of radiotherapy. Case report and literature review. // J Cancer Res Ther - 2021 - Vol17 - N1 - p.248-254; PMID:33723163
  • Zhao W., Wang R., Wang Y., Zhang M., Yin T. The Necessity of Medical Humanities Education to General Practitioners: A Brief Review. // Iran J Public Health - 2020 - Vol49 - N11 - p.2054-2059; PMID:33680996
  • Hawes EM., Misita CP., Amerine LB., Francart SJ. A proactive medical necessity review program reduces revenue loss associated with outpatient medical benefit drugs. // Am J Health Syst Pharm - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33599737
  • Hirai N., Kasahara K., Yoshihara S., Nishimura T., Omori K., Ogawa Y., Ogawa T., Hishiya N., Suzuki Y., Yano H., Yoshikawa M., Mikasa K. Necessity to screen and treat latent tuberculosis before ruxolitinib treatment-Ruxolitinib-associated disseminated tuberculosis: A case report and literature review. // IDCases - 2020 - Vol21 - NNULL - p.e00892; PMID:32642438
  • Moradi M., Karimi I., Ahmadi S., Mohammed LJ. The necessity of antioxidant inclusion in caprine and ovine semen extenders: A systematic review complemented with computational insight. // Reprod Domest Anim - 2020 - Vol55 - N9 - p.1027-1043; PMID:32597508
  • Zhang L., Yu H., Yuan Y., Yu JS., Lou Z., Xue Y., Liu Y. The necessity for standardization of glioma stem cell culture: a systematic review. // Stem Cell Res Ther - 2020 - Vol11 - N1 - p.84; PMID:32102678
  • Schneble CO., Elger BS., Shaw DM. Google's Project Nightingale highlights the necessity of data science ethics review. // EMBO Mol Med - 2020 - Vol12 - N3 - p.e12053; PMID:32064790
  • Wu C., Wang FG., Yan WM., Yan M., Song MM. Is There Necessity for Oversewing the Staple Line During Laparoscopic Sleeve Gastrectomy? An Updated Systematic Review and Meta-Analysis of Randomized Controlled Trials. // J Invest Surg - 2020 - Vol33 - N9 - p.839-850; PMID:31805796
Клиники в Москве
Похожие статьи
Дипломы и сертификаты

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми