Как пережить разлуку с ребенком

 4 минуты
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Порой в жизни возникают ситуации, когда родителям и детям приходится на какое-то время расставаться.

Причины могут быть самыми разными – командировки, поездки к родственникам, учеба, больница…

Как подготовиться к расставанью, пережить его и снова встретиться?

Мама в отпуске или командировке

Тяжелее всего разлуку переживают малыши до трех лет. Весь мир для них сосредоточен в маме, и ее исчезновение они воспринимают достаточно тяжело. После трех лет ребенок становится более самостоятельным, и мамино отсутствие не будет для него столь травматичным. Хотя, конечно, обстоятельства могут быть разными, и подчас выбирать не приходится.

Очень важно, с кем останется ребенок без мамы. Это обязательно должен быть хорошо знакомый ему человек – папа, бабушка, проверенная няня. Перед отъездом спокойно объясните малышу, что вам по каким-то причинам нужно уехать, и вы обязательно к нему вернетесь, а пока он будет жить с папой или бабушкой. Если ребенок уезжает без вас в другое место, пусть он возьмет с собой «кусочек дома» – любимую игрушку, чашку, из которой он привык пить, какие-то дорогие сердцу мелочи.

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенок может отказаться говорить с вами по телефону. Это нормальная защитная реакция организма, не ругайте сына или дочку и не обижайтесь. Без мамы у ребенка иногда сбивается режим дня, могут возникнуть трудности с засыпанием, возможно даже обострение аллергических реакций.

Уезжая в отпуск или командировку, подумайте о небольших сюрпризах, которые малыш каждый день будет находить в ваше отсутствие. Это могут быть какие-то милые пустячки – заколка, машинка, блокнотик и т.п. Пусть папа или бабушка каждый день выдает ребенку подарок от мамы, а еще лучше, чтобы он сам находил его, например, на стульчике у кроватки. Такие нехитрые мелочи скрасят ожидание вашего приезда.

Мама в больнице

Разумеется, когда мама исчезает на несколько дней, чтобы потом вернуться из роддома с новым братиком или сестричкой – это одно, а когда серьезно заболевает – это совсем другое. И, конечно, больница – это грустно, тоскливо и тяжело. И далеко не всегда в отделение пускают детей, так что разлука может растянуться на недели, а порой – и месяцы. Но во всем есть хоть какие-то положительные стороны. Все-таки вы с детьми находитесь в одном городе, и у вас есть возможность обмениваться с ними письмами и подарками. А папа или бабушка «поработает» временно почтальоном.

Эффект присутствия

Для того, чтобы создать эффект вашего присутствия в жизни малыша:

  • Пишите письма. Если ребенок еще совсем маленький и не умеет читать, письма могут быть в рисунках. Нарисуйте, например, свою палату, кровать, тумбочку, медсестру, которая делает вам уколы или ставит капельницу. Пусть даже у вас нет художественных способностей, и рисунки будут далеки от совершенства, сын или дочка сможет по ним представить себе вашу жизнь и обстановку вокруг вас. Для него важно, что мама не пропала «в никуда», она лишь пока живет в другом месте. В ответ ребенок нарисует или напишет вам о том, что волнует его в данный момент.
  • Обменивайтесь подарками. Вспомните, о чем мечтает ваш ребенок. Возможно, сейчас вам легче, чем дома осуществить его мечту, особенно, если вы хоть немного вяжете или шьете. Моя младшая дочка почему-то долго хотела непременно зеленого зайца. Крючок, остатки светло-зеленой пряжи, бусины вместо глаз, немного синтепона – это все, что понадобилось для воплощения ее мечты в жизнь. А потом были цыпленок, кот, снеговик, поросенок, кактус в горшочке, опять заяц, только голубой… Мне очень хотелось порадовать своих девочек, и свободного времени было – хоть отбавляй. Дети в свою очередь готовили подарки для мамы. Собственноручно расписанная салфетка, бандана в полоску, сшитая старшей дочкой, рисунки младшей – все это согревало душу и напоминало о доме.
  • Придумайте игры, в которые можно играть на расстоянии. Подойдет, например, всем известная игра «Балда», когда из букв одного длинного слова нужно составить как можно больше других слов. Слова, совпавшие у двух игроков, вычеркиваются и подсчитывается, сколько слов осталось. При подсчете очков учитывается количество и качество: чем длиннее слово, тем больше очков за него можно получить. Допустим, за трехбуквенные слова – по одному очку, за четырехбуквенные – по пять, а за пятибуквенные – по десять очков. По телефону можно договориться об исходном слове, а потом обменяться результатами и посчитать, сколько друг у друга очков. Со старшей дочкой мы еще писали сказку о приключениях щенка по кличке Тарзан. Писали по очереди – по абзацу или по страничке в специально заготовленной для этого тетрадке. Если вам понравилась эта идея (кстати, ее можно осуществить и в «мирное время», это очень полезное занятие), имейте в виду следующее. Когда наступит ваша очередь продолжать сказку, старайтесь так построить сюжет, чтобы его было куда продолжать. Останавливайтесь на самом интригующем моменте, и ребенок обязательно захочет придумать продолжение.
  • Старайтесь активно участвовать в жизни детей. Интересуйтесь по телефону их школьными или детсадовскими делами, друзьями и приятелями. Посмотрел ребенок новый фильм или спектакль – пусть поделится с вами впечатлениями, подарила бабушка новую куклу – свяжите для нее одеяльце и т.д.

За расставаньем будет встреча

Она обязательно наступит! Но имейте в виду, что это будет снова (хоть и положительный!) стресс для ребенка. Поэтому, когда утихнут первые восторги, он может стать капризным, раздражительным, возможны нарушения сна и аппетита. Не волнуйтесь, со временем это пройдет. Понадобится одна-две недели для того, чтобы жизнь вошла в привычное русло, поэтому наберитесь терпения и не ругайте кроху. Первое время после вашего возвращения он может буквально висеть на вас, не отходя ни на шаг, постоянно проверяя ваше присутствие. Это тоже нормальная реакция, постепенно малыш привыкнет к тому, что мама опять рядом с ним.

Не вините себя в разлуке – вы действительно не виноваты в ней, просто так сложились обстоятельства, а комплекс вины – чувство разрушительное.

Инесса Смык

По матриалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

Источники

  • Straszkowski L., Jovic T., Castillo-Tandazo W., Ritchie DS., Purton LE. Effects of chemotherapy agents used to treat pediatric acute lymphoblastic leukemia patients on bone parameters and longitudinal growth of juvenile mice. // Exp Hematol - 2020 - Vol82 - NNULL - p.1-7; PMID:32006607
  • Humphreys KL. Future Directions in the Study and Treatment of Parent-Child Separation. // J Clin Child Adolesc Psychol - 2020 - Vol48 - N1 - p.166-178; PMID:30556737
  • Weiss K., Kruszka PS., Levey E., Muenke M. Holoprosencephaly from conception to adulthood. // Am J Med Genet C Semin Med Genet - 2018 - Vol178 - N2 - p.122-127; PMID:30182446
  • Nejat F., Habibi Z., Goudarzi M., Azad MS., Moradi E., Heidari V., Kadivar M., Soltani ZE., Kouchakzadeh L. Emergency separation of craniopagus twins: case report. // J Neurosurg Pediatr - 2017 - Vol20 - N4 - p.307-313; PMID:28708016
  • Wolfers T., van Rooij D., Oosterlaan J., Heslenfeld D., Hartman CA., Hoekstra PJ., Beckmann CF., Franke B., Buitelaar JK., Marquand AF. Quantifying patterns of brain activity: Distinguishing unaffected siblings from participants with ADHD and healthy individuals. // Neuroimage Clin - 2016 - Vol12 - NNULL - p.227-33; PMID:27489770
  • Ribaudo J. RESTORING SAFETY: AN ATTACHMENT-BASED APPROACH TO CLINICAL WORK WITH A TRAUMATIZED TODDLER. // Infant Ment Health J - 2016 - Vol37 - N1 - p.80-92; PMID:26714611
  • Lokmic Z., Mitchell GM., Koh Wee Chong N., Bastiaanse J., Gerrand YW., Zeng Y., Williams ED., Penington AJ. Isolation of human lymphatic malformation endothelial cells, their in vitro characterization and in vivo survival in a mouse xenograft model. // Angiogenesis - 2014 - Vol17 - N1 - p.1-15; PMID:23884796
  • Heringhaus A., Blom MD., Wigert H. Becoming a parent to a child with birth asphyxia-From a traumatic delivery to living with the experience at home. // Int J Qual Stud Health Well-being - 2013 - Vol8 - NNULL - p.1-13; PMID:23639330
  • Carlyle BC., Duque A., Kitchen RR., Bordner KA., Coman D., Doolittle E., Papademetris X., Hyder F., Taylor JR., Simen AA. Maternal separation with early weaning: a rodent model providing novel insights into neglect associated developmental deficits. // Dev Psychopathol - 2012 - Vol24 - N4 - p.1401-16; PMID:23062306
Дипломы и сертификаты

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми