Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым.
Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.
Саботажники общения
Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Какими из них вы активно пользуетесь?
Саботажник общения | Пример |
---|---|
УГРОЗЫ (Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) | "Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте, как сказано, или..." |
ПРИКАЗЫ (Когда мы прибегаем к власти над другими) | "Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано". |
КРИТИКА (Негативная) | "Вы недостаточно прилежно работаете". "Вы постоянно жалуетесь". |
ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА | "Такое может сказать только идиот": "Ну ты просто дурак"; "Чего еще можно ожидать от бюрократа?" |
СЛОВА-"ДОЛЖНИКИ" | "Вы должны вести себя более ответственно". "Вы должны смотреть на факты"; "Вы не должны так сердиться". |
СОКРЫТИЕ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ (Реплика-ловушка) | "Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано. |
ДОПРОС | "Сколько часов у вас ушло на это?"; "Во сколько это обошлось?"; "Почему ты так поздно?"; "Чем ты занимаешься?" |
ПОХВАЛА С ПОДВОХОМ | "У вас так хорошо получаются отчеты, вы не напишите еще один?" |
ДИАГНОЗ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ | "Вы одержимы собственническим инстинктом"; "У вас никогда не хватало инициативы". |
НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ (Когда человек просто хочет быть выслушанным) | "Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники"; "Почему ты не сделал это вот так?"; |
УБЕЖДЕНИЕ ЛОГИКОЙ | "Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично". |
ОТКАЗ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА | "Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы". |
СМЕНА ТЕМЫ | "Очень интересно... Я смотрел вчера смешной фильм..." |
СОРЕВНОВАНИЕ | - Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию... - Это что, ты бы посмотрел на мою... |
УСПОКОЕНИЕ ОТРИЦАНИЕМ | "Не нервничай", "Не волнуйся, все образуется"; "Все пройдет"; "Ты прекрасно выглядишь". |
«Саботажники общения», подобные вышеприведенным, знакомы многим и легко убеждают нас, что основные требования, предъявляемые к нормальному человеческому общению, в данном случае не соблюдаются. Быть может, впечатление, полученное от подобных замечаний, было вовсе не преднамеренным. Быть может, более осторожный подбор слов произвел бы более позитивное впечатление; однако и это не очень поможет в том случае, если подлинная преграда к общению заключается в вашем общем отношении к данному человеку.
Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы:
- расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;
- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;
- уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;
- уважаете их ценности и опыт.
Проанализируйте свой стиль общения, когда вам кажется, что вы отрезаны или заблокированы. Какие ваши действия вызвали у других такую реакцию? Что они сделали, чтобы вызвать у вас эту реакцию? И помните, что никогда не поздно улучшить свои навыки общения.
По материалам книги Х.Корнелиус «Конфликт».