Ассоциация независимых аптек впервые попала в тройку лидеров аптечных сетей
Третье место среди аптечных сетей России впервые заняла Ассоциация независимых аптек (АСНА). За год она увеличила количество аптек почти втрое: независимые игроки объединились, чтобы выжить в кризис, пишет РБК.
Аналитическая компания RNC Pharma представила рейтинг крупнейших аптечных сетей России по итогам первого полугодия. Лидером стала A.V.E. Group с долей рынка в денежном выражении 3,52%, второе место досталось компании «Ригла» с долей 3,40%, на третье место впервые вырвалась Ассоциация независимых аптек (АСНА) с долей 3%.
Еще год назад доля АСНА, по оценке RNC Pharmа, составляла только 1,30%, и сеть занимала девятое место в рейтинге. Тогда в АСНА входило 370 аптек, в конце первого полугодия этого года их стало 1058. Рейтинг включает всего четыре сети, насчитывающие больше тысячи аптек: это «Ригла», А5 Group, «Имплозия» и АСНА.
АСНА — нестандартная аптечная сеть, по сути, это аптечный союз, объединяющий разные сети и одиночные аптеки более чем в 20 регионах России. Ассоциация была основана в 2005 году. В первом полугодии 2015 года к АСНА присоединились несколько заметных сетей, например, «Фармакон» (117 аптек), «Фармация» (73), МИЦАР (64), «Наш доктор» (58), «Медбиолайн» (50), и сейчас в ассоциацию входят 197 участников, а их выручка составила 12,5 млрд руб.
Каждый участник АСНА работает самостоятельно, но при этом пользуется системой скидок и сервисов ассоциации. Центральный аппарат АСНА договаривается с производителями о закупках для всех участников сети, о скидках и о маркетинговых акциях. Закупки каждый участник осуществляет сам, но с учетом этих договоренностей.
Резкий рост АСНА связан в первую очередь с кризисом, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов: «В текущих условиях аптеки стараются объединяться — так им проще выживать. Большие компании за счет эффекта масштаба могут снижать свои издержки и сохранять положительную рентабельность».
Эксперты традиционно сравнивают АСНА с аптечными сетями. Между тем сами топовые сети своей АСНА не признают. «АСНА — это объединение, которого я не понимаю, — говорит генеральный директор «Риглы» Александр Филиппов. — У сети должны быть какие-то признаки: единое юрлицо, бюджет. А здесь этого нет». С ним солидарен генеральный директор A5 Group Андрей Гусев: «Я мало верю, что они когда-то запустят рекламу или начнут развивать дисканутеры, потому что у них нет под это технологий. Поэтому для больших сетей они не конкуренты».
Третье место среди аптечных сетей России впервые заняла Ассоциация независимых аптек (АСНА). За год она увеличила количество аптек почти втрое: независимые игроки объединились, чтобы выжить в кризис.
РБК