Чем больше пациент нуждается в помощи, тем меньше он видит во враче человека
Чем больше пациент нуждается в медицинской помощи, тем больше он будет склонен видеть своего врача как существо без эмоций и личной жизни. В то же время эти пациенты ждут от врачей способности понимать их эмоции и личный опыт. Об этом свидетельствует новое исследование в журнале Social Psychological and Personality Science, авторы которого провели ряд опросов пациентов о восприятии ими врачей.
Исследование состояло из шести серий, в которых проверялись гипотезы о том, как связана потребность в помощи с восприятием врача. Все они обнаружили, что в ситуации, когда человек испытывает такую потребность (то есть, когда с ним уже что-то произошло), он не рассматривает врача как такого же человека с эмоциями и переживаниями. При этом пациенты ждали от врачей личного участия и внимания к их переживаниям и деталям их биографии.
Для проверки гипотезы в некоторых сериях часть испытуемых убеждали, что им нужно обратиться к врачу; в других – сравнивали ответы пациентов в очереди с ответами людей в кафе. Везде выявлялась разница в оценках врачей теми, кто чувствовал потребность в помощи, и теми, кто рассуждал более отвлеченно.
«Когда пациенты «объективируют» своих врачей – то есть смотрят на них как на предметы или машины – это может иметь негативные последствия и приводить медиков к профессиональному выгоранию», – говорит один из авторов исследования профессор бизнес-школы Бус Университета Чикаго (University of Chicago Booth School of Business) Эйлет Фишбах (Ayelet Fishbach). Если же пациенты отнесутся к врачу более эмоционально, они могут получить больше заботы в ответ, считает она.
The greater patients' need for medical care, the more likely patients will view their doctors as 'empty vessels,' devoid of emotions or personal lives of their own; at the same time, those patients expect their physicians to be able to contain the patients' emotions and experiences, new research shows.
Science Daily