Школа юного хирурга открывается в РНИМУ им. Н.И. Пирогова

1 августа 2017 года, 16:13

Проект«Школа юного хирурга» инициирован ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и проводится при поддержке Департамента образования города Москвы. Проект такого масштаба уникален для России.

В открытии примут участие проректор по лечебной работе в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, член-корреспондент РАН Христо Тахчиди, директор Учебного центра инновационных медицинских технологий ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии, к.м.д. Алексей Иванов, заместитель директора Учебного центра инновационных медицинских технологий ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук, врач-хирург Александр Гущин, доцент кафедры факультетской хирургии Лечебного факультета врач-хирург ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к.м.н., врач-хирург ТарасНечай,начальник отдела разработки прикладных медицинских  технологий и изделий медицинской техники ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Алла Стрижебок, лаборанты кафедры факультетской хирургии лечебного факультета №1, призёры международной конференции «AntwerpMedicalStudentsCongress2016» врачи-хирурги Кирилл Мельников-Макарчук и Антон Тягунов, представители Департамента образования города Москвы  и др.

«Острая кишечная непроходимость. Ты туда не ходи, ты сюда ходи», «Грыжи передней брюшной стенки. Положи, а то пупок вылезет», «Сосудистая хирургия. Ноги Вам еще пригодятся», «Сестра, бинт! Десмургия как основа оказания первой помощи», «Узел. Моряки против хирургов», «Кофейная гуща, малиновое желе. Что означают эти гастрономические термины?», «Инновации в медицине. 3D, 4К, роботы»и многое другое» — так причудливо названы вполне серьезные летние занятия по медицине для старшеклассников в Школе юного хирурга, всего 60 различных интенсивов и 10 мастер-классов, 40 лабораторных работ.

В течение месяца ребят обучат самым интересным, наглядным и захватывающим медицинским навыкам, они получат как теоретические, так и практические знания. Школьники сами будут делать гибкую эндоскопию на биоматериале, или позанимаются на лапапроскопическом тренажере, или самостоятельно сделают УЗИ. Эти занятия помогут им в будущем, при желании, выбрать профессию врача, ведь где еще можно овладеть хирургическим узлом в юном возрасте и, главное, найти того человека, который ему научит? Здесь можно! «Медицина, как стиль жизни» — вот слоган учителей-докторов, которые приходят обучать школьников после своей основной работы.

«Когда я был ребенком, я видел пример моих родителей — врачей. Вместе с книгами про путешествия, которые читал, я рассматривал атлас по паталогоанатомии и не понимал что там изображено и для чего все это предназначено. Например, почему хирургические иглы кривые? Зачем нужен такой-то зажим? Мне отец, конечно, что-то объяснял, но показать особо ничего не мог, потому что у меня не было доступа в операционную. Потом я поступил в медицинский институт, и мы видели там, например, кардиограммы, которые были сняты каким-то «тысячелетним» больным, они, надо сказать, в руках уже рассыпались. Мы спрашивали преподавателей: — А можно нам самим снять кардиограмму? — Нет! — отвечали нам — Самим вам нельзя! Мы видели УЗИ в темной комнате. — Можно посмотреть датчик? — интересовались мы — Что вы, он стоит несколько миллионов! Вы не можете брать его в руки, мы за него отвечаем! Или мы стояли в операционной, смотрели из-за плеч хирурга. Да, студенты медицинских институтов  заглядывали в рану в третьем ряду. Никто не понимал, что происходит и что, в общем-то, там делается. Хирурги не особо горели желанием объяснять, потому что они были погружены в свою работу. Зато у нас ребята смогут посмотреть, прикоснуться, попробовать, нажать кнопку, прошить настоящей иглой и понять, почему она кривая. Потому что именно увидев, взяв ее в руку, они поймут, что только кривой иглой можно шить. Мы будем давать биологическую ткань, и они будут ее шить. Они смогут прошить, наложить настоящий хирургический узел. Или на занятии, посвященном сердцу, они увидят, как оно устроено — зачем там клапан и почему оттуда кровь не течет назад. Опять же, попробовать руками хирургическое оборудование. Таким образом, они уже сейчас смогут понять, стоит ли им посвящать себя медицине», — делится доцент кафедры факультетской хирургии №1 Лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, хирург Первой Градской больницы, к.м.н. Тарас Нечай

Замечательные молодые и опытные преподаватели — действующие хирурги познакомят ребят с современным медицинским инструментарием, например, их ждут: стетоскопы, скарификаторы, цоликлоны, глюкометры, УЗИ-аппараты, эндоскопические стойки, тренажеры для узлов и многое другое.

«Представьте, что есть проект, который вам, школьнику старших классов, даст все это оборудование в руки. И не просто даст, а объяснит, как оно работает и по каким принципам получается изображение органов на том же самом ультразвуковом аппарате. Преподаватели прочитают вам лекцию, с примерами и видеофрагментами, потом проведут мастеркласс, а потом дадут в руки ультразвуковой датчик за несколько миллионов и скажут — давай, делай УЗИ, ищи камни в желчном пузыре! На другом занятии тебя научат обращаться с иглодержателем и хирургической иглой, и ты, наконец-то поймешь, почему она круглая и наложишь швы на рану, сделанную на биоматериале. И все это после лекции о прошлом, настоящем и будущем хирургии, о протезах и искусственных органах и бессмертия в медицине и философских вопросах киборгизации человека и пересадки искусственных органов. Дальше в твои руки попадет лапароскопический тренажер, на котором отрабатывают свои навыки настоящие хирурги и у тебя будет возможность выполнить этапы настоящих хирургических операций.  Это ли не фантастика? Ты научишься спасать жизнь человека, попавшего в критическую ситуацию, и будешь до автоматизма отрабатывать навыки на тренажере, чтобы не спасовать в реальной жизни, если вдруг столкнешься с реальной необходимостью оказывать реанимационные мероприятия», — говорит Тарас Нечай.

В ходе практикумов школьники познакомятся с физикальными методами обследования в медицине, изучат работу организма по капле крови, выяснят ее группу, проведут ультразвуковую и эндоскопическую диагностику, поучатся хирургии на биомоделях, попробуют себя в лапароскопической хирургии на тренажерах. Здесь будут развенчаны мифы в медицине, рассказано о прививках и о том, как побеждают онкологию. Также ребят обучат общим принципам оказания первой помощи.

«В моем мастер-классе учащиеся узнают о том, как устроена современная больница, познакомятся с логистикой пациента и  пройдут вместе с ним путь от вызова скорой до операционной. Проведя виртуальную экскурсию по больнице, мы перейдем к общению с пациентом, узнаем, как правильно опрашивать больного, на что обращать внимание и какие ответы нужно получить, а также почему важно хранить медицинскую тайну. Затем мы приступим к обследованию пациента от простого к сложному, начав с физикальных методов исследования. Перкуссия, пальпация и аускультация — методы, дошедшие до нас из глубины веков, но не потерявшие своей актуальности и поныне. Только с помощью пальцев и ушей без высокотехнологичной аппаратуры мы определим расположение печени, легких и сердца и услышим то, как они работают. Также на модели виртуального пациента мы изучим клиническую картину наиболее распространенных заболеваний в неотложной хирургии — острого аппендицита и острого холецистита»,— рассказывает доцент кафедры факультетской хирургии №1 Лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, врач-хирург Первой Градской больницы, к.м.н. Тарас Нечай.

В команде с Тарасом Нечаем — лаборанты кафедры факультетской хирургии лечебного факультета №1, призёры международной конференции «AntwerpMedicalStudentsCongress2016» Кирилл Мельников-Макарчук и Антон Тягунов.

«Для некоторых из тех, кто посетит Школу юного хирурга, возможно, уже никогда не найдется лекарства от этого «заболевания». И это замечательно и чудесно. Хирургия станет их образом жизни, операции будут сниться им по ночам, родственники будут постоянно направляемы на обследования, а благородные круги под глазами станут уже привычной чертой лица, что лишь подчеркнет блеск в глазах от жажды знаний. Впрочем, для тех, кто не «заболеет» после школы, это замечательный шанс вовремя понять, что, возможно, следует присмотреться к другой специальности. Хотя некоторые навыки, полученные в школе юного хирурга, могут пригодиться в любую минуту. Хирургия это место, где не выжить без наставничества, менторства. Мне повезло с наставником, и сегодня я хотел бы передать частичку его энергии и идей молодым поколениям. Возможно, кто-то из них проникнется и тоже захочет войти в хирургическое братство, как случилось когда-то со мной», — рассказывает хирург оперблока ГКБ№4 г. МосквыАнтон Тягунов.

«Фактически, курс «Школа юного хирурга» — это не только возможность прикоснуться к специальности врача в целом и хирурга в частности, это совокупность самых интересных и востребованных манипуляций и умений, настоящих умений, которые делают хирурга хирургом. Овладев ими, можно опередить среднего сверстника на 7-8 лет, и это без капли преувеличения. Большинство студентов за учебу в университете так и не научатся правильно вязать узлы или манипулировать эндоскопическими инструментами. Если бы мне подвернулась возможность посетить такой курс за время обучения — я бы не думал, а побежал скорее на эти занятия. Навыки, которые преподаются в школе юного хирурга, мне приходилось осваивать на протяжении старших курсов по крупице, посещая всевозможные кружки и дополнительные занятия. Тем не менее, многому мне пришлось учиться самостоятельно, уже после окончания университета. Могу сказать без сомнения, мне повезло с учителями, которые терпеливо, во время ночных дежурств в больнице, показывали мне, как правильно выполняются различные манипуляции. Современные студенты и школьники, имея доступ к «школе юного хирурга», возможно, лет через 10, на ночных дежурствах будут действовать со мной практически наравне», — рассказывает врач-хирург Кирилл Мельников-Макарчук.

Конечно одно из самых интересных направлений Школы — «Оперативная хирургия и хирургическая анатомия». Практикум по хирургии пройдет на простом и высокотехнологичном медицинском оборудовании в современной операционной. Занятия будут представлены как шаги на пути к мастерству хирурга, которые участникам предстоит пройти самостоятельно под руководством опытного наставника по разработанной «карте профессии». Всего преподаватели отмерили 15 шагов, в ходе которых школьники изучат арсенал профессии, хирургическую технику разрезов, вопросы асептики и антисептики, научатся расшифровывать кардиограммы, и, конечно, познакомятся с высокими технологиями в практике современного хирурга.

«Все занятия со школьниками пройдут в уникальном университетском центре, оснащенном самыми современными образовательными медицинскими технологиями,  тренажерами, манипуляторами, манекенами. Мы дадим возможность ребятам поработать на оборудовании, на котором проходят подготовку врачи на курсах повышения квалификации», — говорит заместитель директора Учебного центра инновационных медицинских технологий ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к.м.н. Алексей Иванов.

«Данный курс позволяет слушателям не только приобрести необходимые знания и освоить базовые практические навыки, которыми владеет хирург, но и осознать философию данной профессии, окунувшись в историю хирургии, ее современные реалии и почувствовать атмосферу медицинской науки и практики через призму особого типа, так называемого, клинического мышления», — делится заместитель директора Учебного центра инновационных медицинских технологий, заведующий учебной частью кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, к.м.д, доцент, врач-хирургАлександр Гущин.

Руководитель проекта Школы юного хирурга, проректор по лечебной работе в РНИМУ им. Н. И. Пирогова, член-корреспондент РАН Христо Тахчиди уверен, что очень важно, чтобы молодежь хоть немножко была знакома со своей будущей профессией.

«Эта программа ведется Правительством Москвы, а именно Департаментом образования, и, на мой взгляд, это очень разумная и интересная программа, суть которой заключается в том, чтобы сориентировать старшеклассников по профессии. Смысл этого проекта заключается в том, что школьники последних классов обучения в школе имеют возможность прийти познакомиться со специальностью, как с ее теоретическими возможностями и ресурсами, так и с практической работой врача, освоить этапы лечебного процесса, сформировать интерес к врачебной деятельности. Школа юного хирурга дает возможность ребятам погрузиться в реальный мир  и атмосферу прикладной медицины, поработать на различных симуляторах, научиться хирургическому шитью и т.д. Это такие элементарные навыки и представления о профессии с одной стороны. А с другой стороны программа позволяет школьникам окунуться в мир клиники, посмотреть работающие кабинеты. Например, самостоятельно провести диагностику и обследование друг на друге. Изучить некоторые функции приборов, увидеть эту врачебную атмосферу, почувствовать атмосферу рабочего места врача, атмосферу клиники в целом. Это все, безусловно, из какого-то литературного образа врачей, врачевания и медицинской деятельности приземляет ребят к реальной жизни. Они видят реальную картинку того, что делается в наших клиниках. Как работают врачи, медицинские сестры, остальной персонал, какие у них будни и в принципе из каких аспектов слагается работа. Поэтому, на мой взгляд, этот проект совершенно уникальный, позитивный, и мы с очень большим удовольствием в него включились. Потому что считаем, что очень важно, когда школьник, молодой человек или молодая девушка приходят в университет уже с какими-то хоть небольшими знаниями и пониманием того, что такое специальность, которую они выбирают для своей будущей жизни», — считает профессор Христо Тахчиди.

Поделиться
Рост распространенности аллергических заболеваний следует признать глобальной проблемой
Употребление алкоголя является фактором риска для нескольких видов рака
Теперь сигаретные пачки можно будет сделать еще более неприятными и отталкивающим
У интеллекта появились объективные критерии и нейробиологические основания
В теплое время года кровать становится идеальным местом для размножения грибковых колоний
Основная проблема помощи таким пациентам связана с поздней диагностикой болезни, считают эксперты