Как не зацикливаться на своих эмоциях?
Марина Пустыльник о том, почему важно знать, понимать и контролировать свои эмоции.
Познакомилась с теоретической концепцией, которую, оказывается, практикую уже довольно давно. Называется она emotional agility, хорошего перевода на русский придумать не могу, потому что agility – одно из тех слов, про которые ты понимаешь, о чем оно, но сказать не можешь. Ну, пусть будет так: emotional agility – это способность не зацикливаться на своих эмоциях, а адаптировать их для достижения наилучшего для себя результата.
Автором концепции является Сьюзан Дэвид, психолог Гарвардской медицинской школы, у которой недавно вышла книга под таким же названием. Способность адаптировать свои эмоции – это, если говорить совсем грубо, история про осознание того, что наши эмоции и наши мысли не являются (или, как минимум, необязательно являются) реальностью. Более того, мы – это не наши эмоции или НЕ ТОЛЬКО наши эмоции. Испытывая эмоции, необходимо осознавать, что эмоции – это эмоции, мысли – это мысли, а вся реальность нам неизвестна.
Сидя на совещании, мы можем ОЩУЩАТЬ, что другой участник совещания нас «задвигает» и не дает выступить, но мы НЕ ЗНАЕМ, что он делает это нарочно и с целью навредить нам. Если мы действуем только на основании эмоций, мы, скорее всего, замкнемся в себе и будем все совещание молча кукситься (или, как вариант, начнем себя злобно вести). Если же мы позволим себе остановиться, определить эмоцию как эмоцию, ощущение как ощущение (а не как реальность) и свои мысли как свои мысли (а опять же не единственно верную реальность), мы можем сделать выбор о том, как вести себя в такой ситуации.
Делая выбор, всегда стоит отвечать на вопрос: «какую пользу лично мне принесут мои действия?» В данном случае – будет ли полезно для моей карьеры (или моего самоощущения) молча кукситься и безучастно отсиживаться, или же стоит проигнорировать свои эмоции и ощущения и принять участие в совещании (а выяснить отношения с неприятным человеком можно и потом)?
Вот выжимки из интервью Сьюзан Дэвид:
1) Попытка все время ощущать только положительные эмоции (happy emotions) контрпродуктивна для нашего благополучия и мешает нам извлекать из наших эмоций полезную информацию. Эмоции, конечно, только эмоции, они не всегда верны, но по ним можно определить, каковы наши ценности, какими мы хотим быть, чего хотим добиться в мире.
2) Оказываясь в сложной ситуации, люди, обычно, действуют одним из двух способов – они либо загоняют свои эмоции внутрь («да, у меня проблемы на работе, но, по крайней мере, у меня есть работа, так что я заткнусь и буду улыбаться»), либо зацикливаются на проблемах, думают о них и жалуются (себе или каждому встречному).
Несмотря на очевидную внешнюю разницу, оба способа справляться с ситуацией – сильно так себе, так как не решают основную проблему. В итоге со временем наше поведение ухудшается, наши отношения с коллегами (окружающими) ухудшаются, все это откладывает свой отпечаток на наши отношения с близкими и на наше общее состояние.
3) Еще один момент – люди очень часто не способны дифференцировать свои эмоции (за пределами «хорошо-плохо»). Человек может каждый день приходить с работы и рассказывать о том, что он находится в состоянии стресса, и этот стресс никуда не денется. Многочисленные исследования указывают на то, что способность дифференцировать эмоции – важный психологический навык. есть большая разница между «я ощущаю стресс» и «я ощущаю разочарование», или «я ощущаю стресс» и «я ощущаю беспокойство», или «я ощущаю стресс» и «мне кажется, моя карьера идет куда-то не туда». Лишь правильно определив эмоцию, которую мы ощущаем, мы можем начать предпринимать шаги для решения проблемы, которая вызывает эту эмоцию.
4) Следует избегать идентифицировать себя со своими эмоциями. Да, вы тот человек, который переживает в данный момент определенную эмоцию, но у вас есть выбор на то, как реагировать на эту эмоцию. Переживший нацистские концлагеря австрийских психолог и психиатр Виктор Франкл писал, что «между стимулом и реакцией существует пространство, в котором лежит наша способность выбирать. Именно из этого выбора возникает наш личностный рост и ощущение свободы».
5) Даже если предположить, что ощущаемая вами эмоция верна (т.е. вам не кажется, что неприятный участник совещания пытается вас «задвинут»ь, а он действительно пытается вас «задвинуть»), даже в этом случае у вас есть выбор, как действовать. Да, вы можете быть правы, но принесет ли вам пользу реакция обиды или молчания?
6) Очень важно учить детей не только осознавать свои эмоции и уметь их определять/дифференцировать. Важно донести до ребенка, что никакая из эмоций не постоянна, и что всегда есть шаги, которые можно предпринять, чтобы исправить свое эмоциональное состояние. Детям, как и взрослым, важно осознавать, что эмоции не больше их самих, что они способны контролировать их, что у них есть инструменты для нейтрализации негативных эмоций.
Вот аудиозапись получасового интервью с Сьюзан Дэвид от Harvard Business Review. Watch your emotions!