Крупнейший мировой фармпроизводитель собирается запустить в России собственное производство
Американская компания Pfizer (доля на российском рынке по итогам 2006 года - 2,59%) может стать второй крупной международной фармкорпорацией, которая построит завод в России. Первой стала французская Servier, которая этим летом завершила строительство предприятия в Подмосковье стоимостью €40 млн. Возрастающий интерес западных компаний к переносу производства в Россию можно объяснить бурным ростом российского фармрынка, который сейчас является одним из наиболее быстро развивающихся в Европе. В первом квартале этого года, по данным исследовательской компании RMBC, российский фармрынок вырос на 40% - до $2 млрд. По прогнозам экспертов, до 2010 года он будет расти минимум на 10% в год, к 2020 году объем рынка составит $25-40 млрд, при этом доля РФ на мировом рынке вырастет с 1,5% в 2006 году до 3%.
По мнению главы российского представительства Prizer Режиса Ломма, основными причинами роста российского рынка являются: увеличение бюджетного финансирования, улучшение системы дистрибьюции, а также рост благосостояния российских граждан, за счет чего увеличивается потребление дорогостоящих оригинальных препаратов. Кроме того, отечественный рынок по-прежнему характеризуется очень низким потреблением фармацевтической продукции на душу населения по сравнению с западными странами. Неудивительно, что все больше западных компаний принимают решение об открытии собственных предприятий в России.
Сергей Давыдов, директор по маркетингу российского представительства ОАО «Фармацевтический завод ЭГИС»: «Намерение Pfizer открыть собственную производственную площадку в России – логичный шаг в свете грядущего ужесточения правил игры на фармрынке для иностранцев, которые готовит Росздравнадзор. В рамках реализации программы импортозамещения чиновники обещают существенное повышение налогов для производителей импортных лекарств, а также постоянный контроль за их производственными площадками за рубежом. В тоже время предприятия, развивающие производство в России, могут рассчитывать на налоговые преференции, а также упрощенный доступ к участию в программе ДЛО. Однако, стоит обратить особое внимание, на то, что в случае окончательного принятия в Pfizer такого решения, многим зарубежным компаниям потребуется пересмотреть свои планы по развитию - и, скорее всего, именно по форсированному развертыванию собственных производственных мощностей на территории России».
Светлана Заруба, заместитель генерального директора Национальной Дистрибьюторской Компании: «Создание собственной производственной площадки в России потребует от Prizer значительных инвестиций. Если учесть, что штаб-квартира компании в связи со скорым истечением патентов на ряд популярных препаратов, перешла на режим жесткой экономии средств, инвестиции в Россию - это большой вопрос. Скорее всего, первым шагом Prizer станет запуск контрактного производства на одной из площадок какого-нибудь из российских производителей, которая соответствует стандартам GMP. Если этот опыт окажется удачным, компания может решиться на более широкие инвестиции».