Первая терминологическая

Иллюстрация с сайта firelandsredcross.org
16 сентября 2009 года, 18:29
Комментировать

Минздравсоцразвития внесло поправки в законопроект, касающийся оказания первой помощи пострадавшим в различных происшествиях и направленный на сокращение смертности при чрезвычайных ситуациях. Как говорится в сообщении министерства, эти поправки уточняют понятие "первая помощь" и закрепляют обязанность ее оказывать за сотрудниками различных оперативных служб, а также за водителями транспортных средств.

Поводом для такой инициативы стала неразбериха в законах, регламентирующих оказание помощи пострадавшим, из-за чего такая помощь зачастую оказывается неправильно, несвоевременно или не оказывается вовсе.

При этом в России только в ДТП в год гибнет от 35 до 45 тысяч человек, и, по оценкам Международного Красного Креста (МКК), до 80 процентов от этого числа могли бы выжить, если бы им была оказана грамотная первая помощь.

Депутаты решили исправить положение путем внесения в законодательство терминологических правок.

В настоящее время в соответствующих юридических документах помощь, оказываемая на месте происшествия до прибытия квалифицированных медработников, описывается более чем 20 терминами: "первая медицинская помощь", "доврачебная помощь", "экстренная медицинская помощь", "первая неотложная медицинская помощь" и другими.

Новый законопроект вводит единое определение "первая помощь" и четко отграничивает ее от скорой медицинской помощи. Медицинскую должны оказывать медработники, а первую – "лица, обязанные ее оказывать по закону или специальному правилу", то есть "сотрудники органов внутренних дел РФ, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водители транспортных средств и другие лица".

Термином "первая помощь" предлагается заменить разношерстные определения в законах, регламентирующих деятельность этих контингентов.

Кстати, как именно уточнили само понятие первой помощи в последней редакции законопроекта, неизвестно – в сообщении Минздравсоцразвития этой информации не содержится, а исправленный текст закона пока недоступен.

Словарь медицинских терминов определяет первую помощь как "меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу".

По мнению разработчиков, введения нового термина будет достаточно для сокращения смертности из-за неоказания помощи при чрезвычайных ситуациях. Дело в том, что обязанность сотрудников оперативных служб и водителей оказывать помощь уже прописана в касающихся их нормативных актах, прохождение ими специальной подготовки по оказанию первой помощи тоже законодательно урегулировано и ответственность за неоказание предусмотрена статьями 124 и 125 УК РФ ("Неоказание помощи больному" и "Оставление в опасности" соответственно). И лишь отсутствие единого определения помощи препятствует однозначному пониманию обязанностей по ее оказанию и исключает ответственность за их невыполнение.

Получается, что в смертях после ДТП и других происшествий из-за несвоевременного оказания помощи виновата только путаница в терминологии?

Депутаты считают, что да – по крайней мере, в официальной пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании законопроекта говорится, что при нынешнем положении дел "реализация представляемых предложений не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета". То есть никаких мероприятий и реформ, нуждающихся в финансировании, не нужно.

Так ли это и как обстоят дела на практике, МедНовостям рассказал директор образовательного проекта "Пространство безопасности", инструктор по программе "Первая Помощь" МКК Станислав Манеров.

Действительно, в существующих законах прописано, что все спецконтингенты обязаны оказывать первую медицинскую помощь, однако нигде не указано, в чем она заключается. Кроме того, медицинскую помощь имеют право оказывать только люди с медицинским образованием, так что никакой реальной ответственности, связанной с первой помощью, милиционеры, например, не несут.

По словам Манерова, в практике школы "Пространства безопасности" из 10 тысяч обученных четырех человек пытались привлечь к юридической ответственности. Судьба этих историй одинакова: поскольку люди действовали по стандартам, все дела были закрыты за отсутствием состава преступления.

Кстати, по федеральному закону о чрезвычайных ситуациях, изучать приемы первой помощи обязаны все граждане РФ, правда, закон не обязывает ее оказывать. Поэтому на данный момент оказание помощи в России является скорее правом, чем обязанностью.

Как ожидается, новый закон обяжет таки представителей указанных в нем контингентов оказывать пострадавшим первую помощь в пределах своей компетенции, которые определяются объемом прослушанного курса специальной подготовки.

В мировой практике обучение людей первой помощи возложено на негосударственные международные организации, такие как МКК. Считается, что навыками ее оказания должны владеть от 10 до 20 процентов населения – это гарантирует, что при любом происшествии найдется человек, который знает, что делать. Образцовыми в этом отношении странами являются Норвегия, где подобные курсы периодически прослушивает 95 процентов населения, и Австрия с Германией, где этот показатель составляет 80 процентов. В сентябре МКК призвал все страны Евросоюза сделать поголовное обучение навыкам первой помощи обязательным.

Ситуация с этими курсами пока далека от совершенства. По данным Манерова, сейчас программа обучения для водителей и милиционеров проходит согласование в МЧС. Создана межведомственная комиссия из представителей МЧС, Минобороны и Минздравсоцразвития, посвященная этой проблеме. Пока ничего не утверждено и еще некоторое время утверждено не будет.

Директор образовательного проекта считает, что для разработки и внедрения эффективных курсов спецподготовки в России потребуются и деньги, и время. Сначала необходимо создать институт инструкторов, а это, в свою очередь, требует подготовки методистов, которые займутся их образованием. За пару месяцев это сделать невозможно – если не будет никаких проволочек, подготовка инструкторов для всех упомянутых в законопроекте контингентов займет от полугода до года. И приступить к этому можно лишь после того, как программа курсов будет разработана, согласована и утверждена. А с учетом российской специфики…

Кроме того, однократный курс не решает проблему – международный стандарт требует повторения практических занятий хотя бы раз в год. Обеспечить ими всех служащих и водителей в имеющихся условиях будет, мягко говоря, непросто.

Таким образом, единой системы обучения навыкам первой помощи нет, и появится она не скоро. А учитывая желание депутатов сэкономить, может и вообще не появиться – одного лишь исправления терминологических казусов для этого явно недостаточно.

Так что вряд ли мы в ближайшее время сможем увидеть на улице милиционера, накладывающего пострадавшему жгут или выполняющего искусственное дыхание рот в рот. А жаль.

Поделиться

Лучшие комментарии

  • 16.09.2009 23:08

    пожарный

    Нас учит оказанию медпомощи начальник караула. А он не медик. Образование у него - пожарное училище, а там учат в первую очередь тушить, а медпомощи постольку-поскольку. Специалист грамотный, а педагог так себе...И как изменение термина может изменить систему подготовки пожарных, военных, милиции и т.д. Ведь у них медподготовка организована аналогично: есть офицер который раз в месяц-два-три(по Программе подготовки) бухтит про медицину по бумажке. Ни литературы ни тренажеров не закупается(за очень редким исключением). И если таких недоспециалистов ОБЯЖУТ оказывать помощь.... Не думаю что станет лучше. Термины терминами, но лучше б провели ревизию системы подготовки поддержали ее деньгами.

  • 17.09.2009 07:14

    милиционер

    Я согласен с пожарным. Нас так учат, что... я - фельдшер по образованию. Когда с нами (сотрудниками) проводят занятие по первоначальное мед. помощи, мне обидно и грустно - с такой "первоначалкой" пострадавший человек точно отдаст Богу душу, а без нашего вмешательства - глядишь и - выживет.... Тем более без нормальных препаратов, перевязачного материала... нет, этот закон - очередная туфта, которая никем не будет исполнятся... Депутаты только время теряют...

Комментарии (16)

  • 16.09.2009 23:08

    пожарный

    Нас учит оказанию медпомощи начальник караула. А он не медик. Образование у него - пожарное училище, а там учат в первую очередь тушить, а медпомощи постольку-поскольку. Специалист грамотный, а педагог так себе...И как изменение термина может изменить систему подготовки пожарных, военных, милиции и т.д. Ведь у них медподготовка организована аналогично: есть офицер который раз в месяц-два-три(по Программе подготовки) бухтит про медицину по бумажке. Ни литературы ни тренажеров не закупается(за очень редким исключением). И если таких недоспециалистов ОБЯЖУТ оказывать помощь.... Не думаю что станет лучше. Термины терминами, но лучше б провели ревизию системы подготовки поддержали ее деньгами.

  • 17.09.2009 00:42

    сотрудник милиции

    полностью согласен с вышеуказанным сообщением, так же считаю что каждый должен заниматься своим делом, а то и чтец и жнец и на дуде игрец...

  • 17.09.2009 01:12

    Олег

    Сотруднику милиции: оказание первой помощи пострадавшему - то немногое, что может сделать мусора человеком. Каким "делом" вы занимаетесь, мы все видели в записях с камер наблюдения в супермаркете "Остров".

  • 17.09.2009 01:56

    Станислав Манеров

    Именно про систему подготовки мы и говорим. И хотя напрямую закон сразу никак не повлияет на ситуацию, в то же время это даст тот необходимый фундамент, на основании которого можно будет работать дальше по улучшению системы подготовки по оказанию Первой Помощи. Сложнее всего повернуть сознание граждан в сторону помощи - убедить и показать, что именно от действий свидетелей происшествия зачастую зависит не только здоровье, но и жизнь пострадавшего.
    Научиться оказывать Первую помощь - несложно - 2х дневного тренинга обычно достаточно. Профессионалами не станете, но будете знать как помочь, не навредив.

  • 17.09.2009 07:14

    милиционер

    Я согласен с пожарным. Нас так учат, что... я - фельдшер по образованию. Когда с нами (сотрудниками) проводят занятие по первоначальное мед. помощи, мне обидно и грустно - с такой "первоначалкой" пострадавший человек точно отдаст Богу душу, а без нашего вмешательства - глядишь и - выживет.... Тем более без нормальных препаратов, перевязачного материала... нет, этот закон - очередная туфта, которая никем не будет исполнятся... Депутаты только время теряют...

  • 17.09.2009 09:23

    Дамир

    Согласен с тем, что без денег - это просто очередные политические игры.
    Н-р, на весь наш 4-х миллионный регион всего 5-6 тренажеров искусственного дыхания. А ведь чтобы не покалечить при выполнении массажа сердца, а в случае с ребенком или женщиной даже категоричней - не убить своей "помощью", необходимо постоянно повторять тренировки. Это не говоря о том, что необходимо постоянно повторять и закреплять знания по оказанию первой помощи в различных ситуациях, а квалифицированных инструкторов - раз, два и обчелся, опять же на весь регион.
    Так что простое изменение термина приведет лишь к тому, что как стоял сотрудник милиции или ДПС рядом с умирающим пострадавшим и ждал скорую, так он и будет стоять... потомукак ежели он чтото будет делать - то потом за это его нужно будет судить в 99 процентах случаев.

  • 19.09.2009 00:41

    Гражданский

    Я не состою на службе ни в одной из этих организаций и не имею желания.
    Однако, живя в большом городе и работая с людьми, постоянно имею шанс стать свидетелем ДТП, бытовой травмы, иного происшествия..
    И я готов обучиться, пройти подобный 2хдневный тренинг и даже серию тренингов.
    Какие возможности у меня пополнить собой тот самый процент граждан, способных, оказавшись рядом, ПОМОЧЬ, НЕ НАВРЕДИВ?
    Проводятся ли Красным Крестом или иной организацией уже подобные мероприятия в крупных городах России?
    Если да, то в каких именно, куда обращаться?

  • 20.09.2009 12:11

    Станислав Манеров

    Гражданскому - Поищите в Яндексе "Школа первой помощи" - это курсы по стандартам Красного Креста.

    Милиционеру - Закон совсем не туфта. Он теперь четко определяет что можно, а что нельзя делать, а с учетом того, что сейчас на подписи готовая программа, гармонизированная с международными программами, Нам инструкторам по Первой Помощи намного проще будет заниматься обучением, и беден на что опираться с юридической точки зрения.
    Другой вопрос - как научить тех, кто вас учит - учить правильно? К сожалению, на собственном опыте, за 5 лет преподавания Первой Помощи, я убедился, что даже люди с мед. образованием, в основной своей массе не умеют оказывать первую помощь, подчеркну - Первую Помощь, когда под рукой у них нет ни лекарств, ни аптечки. А уж обучить, грамотно обучить, тем более они не могут.
    А вот по поводу того, что можно сделать без лекарств и без перевязочного материала - :) Можно очень многое, другой вопрос - этому надо учиться и не по книжкам, а на тренингах, на манекенах.

  • 22.09.2009 14:25

    Мария медик

    а я считаю, что умение оказать элементарную помощь пострадавшему должен уметь каждый ( перевязка ран, остановка кровотечения, иммобилизация при переломах, реанимационные мероприятия)! ведь это то, с чем и при ДТП и на пожарах это сплошь и рядом, не так ли? вопрос в том, что обучать этому должен квалифицированный специалист. и не просто обучить, но и проводить с завидной регулярностью тренировки. Ведь как правильно перевязать, наложить жгут или шину не так сложно. С реанимационными мероприятиями сложнее-требуется специальные манекены, но и это наверно можно организовать, было бы желание.Ведь такие элементарные знания проходят на ОБЖ в школе, нас этому научили на первом курсе института и знания эти я до сих пор отлично помню. И эти знания могу спаси столько жизней не только при ДТП.

  • 23.09.2009 08:35

    саша

    А нахрена Шойгу с тысячными штатами

  • 23.09.2009 10:25

    тоже гражданский

    У меня знакомый умер от болевого шока, когда какой-то доброхот его из разбитой машины тягал. Доброхот получил условку, и то еле-еле, грозил реальный срок. Уметь оказывать помощь - полдела. Надо знать когда и как её оказывать! И чем. А когда вообще пострадавшего не трогать до приезда медиков. По телеку (передачи типа дежурной части) несколько раз обращал внимание на действия медиков со скорой: пока не обколят бедолагу чем-то (мож наркотой)- не трогают, начинают ворочать - орет, ещё дозу.
    И порядок в терминах дело неплохое, но ведь никто на гос.уровне и не собирается вкладывать усилия и деньги в подготовку и оснащение тех людей, которых обязывает оказывать помощь человеку. А без ресурсной поддержки - всё это бумажная возня, видимость бурной деятельности, причем в кризис, когда других проблем валом!

  • 23.09.2009 13:45

    водитель

    считаю необходимым в штат дорожной инспекции должность фельдшера.

  • 23.09.2009 17:35

    Submarin

    в конце августа на моих глазах машина сбив светофор улетела в кювет на перекрестке. Мы с водителями выскочили и ломанулись к пострадавшим. Тот к кому я подбежал выпал из машины. Визуально травм нет. Но в шоке, почти без сознания. Темная кровь во рту. Похоже легкое пробито. Были не пристегнуты, сработали подушки. Шевелился и пытался перевернуться на живот. Машина ДПС стояла на противоположной стороне перекрестка. Подошли "два" вальяжно. Спросили с расстояния 4-5 метров "Как он? Дышит?" и начали вызывать скорую по сотовому. Даже не подошли поближе...

  • 28.09.2009 12:57

    Врач

    Речь ведь идет не только и не столько о ДТП, а вообще об оказании первой помощи - будь то травма, кровотечение, сердечный приступ или отравление. Все, вероятно слышали о "золотом часе" - то есть если больной с острым состоянием попадает в стационар в течение часа - шансы на спасение возрастают в разы! Любая помощь в течение этого часа дает человеку на 20-30% больше шансов выжить. Остановка кровотечения, правильное положение, нитроглицерин под язык, массаж сердца при его остановке - это же верная смерть, если ждать в этих случаях скорую! Вот еще бы дефибрилляторы-автоматы повесили на каждом углу и разрешили ими пользоваться...

  • 04.10.2010 16:24

    Врач-пенсионер.

    Мне кажется, что такое формирование как минздравсоц. с большим трудом пытается усидеть на двух стульях. Вот, в рзультате такого сидения рождаются такие буздарные идеи с преобразованием СМП. Съэкономят на О3, получат кладбища. Необходимо разделить этого монстра, а к управлению медициной привлечь не выдающихся клиницистов нашего времени, а нормальных организаторов здравоохранения, чтобы не говорить потом, что хотели как лучше...

  • 04.10.2010 16:42

    Врач-пенсионер.

    РS. Хочу добавить по первой помощи. Предподаю на ФПК мед. работнкам ГОЧС. Люди со стажем не могут без серьезной подкотовки эту помщь правильно оказывать, а для обучения необходимы муляжи и другое оборудование,кадры. А в масштабах государства? Чем то это мне напоминает всеобщую диспансеризацию...

Поражения легких в США связали с контрафактными продуктами, но борьба идет с любыми вейпами
Эффективнее тщательно вымыть руки с мылом
Благотворительные фонды вынуждены собирать средства на лекарства, положенные их подопечным по закону
Кардиолог Наталья Волошина разбирает самые распространенные ошибки гипертоников
В США начинает действовать популяционный иммунитет против этой инфекции