Бессмысленная жестокость

Американские экспериментаторы в Гватемале. Фото с сайта doihavealawsuit.com
30 августа 2011 года, 19:20
Комментировать

Американские эксперименты по заражению гватемальцев сифилисом в 1940-х годах, недавно ставшие достоянием общественности, проводились с грубейшими нарушениями как этических и юридических, так и научных принципов. Таковы предварительные выводы Комиссии по биоэтике при президенте США, проводящей расследование инцидента.

В 1946-48 годах группа ученых под руководством Джона Катлера (John Cutler), работавших на правительство США, заразила сифилисом и другими инфекциями, передающимися половым путем, 1300 жителей Гватемалы (ранее сообщалось о 696 подопытных). Для участия в экспериментах отбирали преимущественно солдат, заключенных, проституток и пациентов психиатрических больниц. Целью исследования было изучить особенности течения заболеваний и возможные осложнения, а также оценить эффективность пенициллина и других потенциальных методов лечения.

Документы об экспериментах были засекречены или просто не предавались широкой огласке (предполагается, что исследователи сами осознавали бесчеловечность применяемых методов и опасались критики со стороны общества). Лишь в 2010 году они были обнаружены в архивах Питтсбургского университета историком из Колледжа Уэллсли в Массачусетсе Сьюзан Реверби (Susan Reverby) и обнародованы.

Вызванный работой Реверби закономерный общественный резонанс заставил СМИ вспомнить о других аналогичных экспериментах того времени, проведенных как за пределами США, так и внутри страны:
Рентабельная бесчеловечность

Президент США Барак Обама принес официальные извинения за случившееся в телефонном разговоре с гватемальским коллегой Альваро Коломом и привлек комиссию по биоэтике к расследованию инцидента. В задачи комиссии был включен также анализ текущих американских медицинских исследований, особенно проводимых за рубежом, на предмет этичности их проведения.

Власти Гватемалы охарактеризовали эксперименты как преступления против человечности и инициировали собственное расследование. Как сообщил представитель вице-президента страны Рафаэля Эспады, отчет о нем будет готов в ноябре 2011 года. По результатам будет решен вопрос о подаче иска к США в международный суд.

Весной 2011 года американские адвокаты Андрес Алонсо (Andres Alonso) и Терренс Коллингсуорт (Terrence Collingsworth) направили в администрацию Обамы письмо, в котором потребовали создать механизм компенсации ущерба жертвам гватемальских экспериментов в досудебном порядке и сообщить о решении по этому вопросу до 11 марта. В указанный срок ответ администрации получен не был, и адвокаты обратились в федеральный суд Вашингтона с исками о компенсации физического и морального вреда сотням пострадавших и их родственников. Сумма исков не разглашается.

Как отмечает агентство Associated Press, эксперименты, в ходе которых 1,3 тысячи человек были заражены половыми инфекциями и не получали адекватного лечения, уже признаны "одним из мрачнейших эпизодов" в истории американских медицинских исследований. Однако, по мнению членов комиссии по биоэтике, новые данные свидетельствуют о том, что исследователи поступали "необыкновенно неэтично", даже с учетом исторического контекста.

Так, например, при экспериментах того же Катлера по заражению гонореей заключенных тюрьмы Terre Haute в Индиане, узникам сообщали о сути опытов и спрашивали их согласия на участие. Гватемальцы же вообще не были в курсе проводимых на них экспериментов.

В ходе расследования комиссия выяснила, что лишь около 700 зараженных получали хоть какое-то лечение. 83 человека во время исследования умерли, однако непосредственную связь этих смертей с экспериментами сейчас выявить невозможно.

Свои окончательные выводы комиссия должна представить в сентябре, однако в ходе встречи в Вашингтоне 29 августа ее члены поделились наиболее впечатляющими из обнаруженных данных.

Так, стало известно, что семи пациенткам психбольницы с эпилепсией были сделаны инъекции возбудителя сифилиса непосредственно под оболочки мозга у основания черепа. Таким способом исследователи хотели оценить влияние инфекции на течение заболевания. У всех женщин развился гнойный менингит (его возможной причиной называют несоблюдение асептики при инъекциях и занесение неспецифической гноеродной флоры), однако его успешно излечили.

В другом случае женщине, больной сифилисом и умирающей от другого неустановленного заболевания, дополнительно ввели возбудителя гонореи в различные участки тела, включая глаза. Через полгода она скончалась. Председатель комиссии по биоэтике, президент Университета Пенсильвании Эми Гутманн (Amy Gutmann) назвала этот случай "леденящим кровь и вопиющим".

При этом большинство экспериментов не регулировались должным образом и зачастую планировались прямо по ходу исследования. Такая практика, впрочем, не была необычной в те годы, однако резко снизила ценность полученных результатов из-за сомнений в их достоверности.

Еще больше обесценивает результаты то, что исследователи вводили в заблуждение подопытных, проводили эксперименты в нелогичном порядке, плохо документировали ход исследования и никогда не публиковали его результаты.

"Так наука не делается. Вне зависимости от этических аспектов, чисто с научной точки зрения я нахожу деятельность исследовательской группы [в Гватемале] лишенной всякого смысла", - заявил член комиссии Нельсон Майкл (Nelson Michael) из Армейского исследовательского института Уолтера Рида.

Таким образом, практически единственным результатом американских экспериментов в Гватемале стало напоминание всему миру о недопустимости применения столь бесчеловечных подходов. Насколько подходы изменились с тех пор, должен показать анализ современных клинических исследований, проводимых американскими фармкомпаниями за пределами США. Таким анализом по заказу Обамы занимается комиссия по биоэтике. Его результаты планируется получить в декабре 2011 года.

Поделиться

Комментарии (69)

  • 30.08.2011 19:51

    Прохожий

    А уж как много они эксперементировали на своих гражданах.. Программы Артишок, Блюбёрд, распыление ЛСД на улицах, эксперменты на своих солдатах. И всё это было и в сороковые и в пятидесятые и в шестидесятые.

  • 30.08.2011 19:53

    Прохожий

    И заметьте, всё это было уже после суда над врачами-нацистами и известности Менгеле.

  • 30.08.2011 20:36

    Slon

    А когда Японцы ответят за тысячи замученных в лаборатории 731 русских.
    Кто не в курсе набираем в поисковике "фабрика смерти 731", "Horror of unit 731"

  • 30.08.2011 20:49

    Петр

    Просто ужасно

  • 30.08.2011 21:13

    Реалист

    А в Советской России пробовали скрещивать обезъян с человеком ... и что ? Кто нибудь извинился ?...

  • 30.08.2011 21:28

    какстрашножить

    Нормальная программа. замочили пару тысяч проституток и преступников, зато полученные результаты позволили спасти жизни миллионам детей.

  • 30.08.2011 21:33

    Димка

    >>А в Советской России пробовали скрещивать обезъян с человеком ... и что ? Кто нибудь извинился ?...

    А зачем извиняться перед обезьянами?)

  • 30.08.2011 21:46

    Нереальный

    2 реалист: все были довольны)) особенно обезьянки!
    P.S. Хотя сам "факт" - глупая выдумка.

  • 30.08.2011 21:47

    Представьтесь:

    И самое в таких историях поганое - что всплывают они именно тогда, когда этого "требует" момент. Ни раньше, ни позже. Где раньше-то были, господа политкорректоры? Да и не одни мериканцы такие...

  • 30.08.2011 21:58

    istinunesuvam

    Achtung! V kommentah lohi - "Slon" i "Прохожий". Oni zaraznye!

  • 30.08.2011 22:48

    Хельга

    А после атомных бомбардировок японских городов в августе 1945 года американские врачи "изучали влияние радиации на организм человека" в японских госпиталях, но не оказывали при этом никакой лечебной помощи...

  • 31.08.2011 00:06

    J0ker

    Хельга
    да и после Чернобыля эти сволочи...
    упс, проговорился...

  • 31.08.2011 00:16

    Мария

    Хельге. В нашей стране с той же целью (изучение влияния радиации на организм человека) прогоняли своих солдат через эпицентр ядерного взрыва.
    Мы могли бы выразить соболезнования. Но не более. К сожалению, нет у России права осуждать...
    Что касается заключённых и пациентов психбольниц - мед. эксперименты над ними были частью НОРМАЛЬНОЙ практики в то время, И значительно позже - тоже.

  • 31.08.2011 00:18

    Вася

    Вы еще вивисекцию погуглите. А ее до сих пор проводят. Люди-самые отвратительные животные.

  • 31.08.2011 00:57

    Starigan

    Марии.
    У России нет права осуждать? Наверное. Но и других, которые обвиняют Россию в мыслимых и немыслимых преступлениях (у немцев, прибалтов, англичан, американцев и далее по списку) нет никакого права обвинять и осуждать Россию. Сами по уши в дерьме.

  • 31.08.2011 02:30

    J0ker

    Starigan
    дада - у них еще негров линчуют
    и вообще, не надо раскачивать

  • 31.08.2011 03:57

    den

    Не удивлен. То же самое творили японцы в отряде 731 (Сиро Исии). Только их потом как раз и приютили американцы после войны. Сдается мне, если копнуть глубже...

  • 31.08.2011 05:37

    Вася

    Эти обезьяны от американской медицины настоящие фашисты и методы у них соответствующие

  • 31.08.2011 05:39

    Вася

    Права ,оказывается, была советская пропаганда...

  • 31.08.2011 06:17

    vojnes

    у тех, кто не руководит или не руководил страной - есть право осуждать и наших козлов, и зарубежных. у руководителей государств слегка съезжает крыша, как я понимаю...

  • 31.08.2011 07:19

    Proletaire

    Это был демократический сифилис, которым заражались недочеловеки, для того, чтобы жители Оплота Свободы лучше лечились!

  • 31.08.2011 08:37

    111

    Эксперимент Таскиги.

  • 31.08.2011 08:52

    Из-за океана

    С тех пор технология подобных экспериментов ушла в заоблачные выси, а мораль в преисподнюю.

  • 31.08.2011 09:46

    Даня

    А через год Европу захлестнула "чума" в форме СС! Сходство просто потрясающее!

  • 31.08.2011 09:47

    Даня

    А через год Европу захлестнула "чума" в форме СС! Сходство просто потрясающее!

  • 31.08.2011 10:04

    Ле'v

    Зараженные уже умерли.Их не вернуть.Вся эта суета из-за денег.А как насчет недавних экспериментов над российскими детьми,на кот. испытывали английскую противогрипозную вакцину с жуткими осложнениями?К Медведеву обращaлись и он что-то там пообещал.Важно только то что сейчас ДЕЛАЕТСЯ!Зараженные уже умерли.Их не вернуть.Вся эта суета из-за денег.А как насчет недавних экспериментов над российскими детьми,на кот. испытывали английскую противогрипозную вакцину с жуткими осложнениями?К Медведеву обращaлись и он что-то там пообещал.Важно только то что сейчас ДЕЛАЕТСЯ!

  • 31.08.2011 10:16

    Ulysse

    А смысл претензий? Чтобы американцы в след. раз все тщательно документировали, а не портили зря материал? А так, Обама уже извинился.

  • 31.08.2011 10:21

    Jaxx

    ноги похоже растут из известного отряда 731 квантунсеой армии. вот только у японцев в манчжурии масштабы побольше были.. вот только у японцев а манчжурии масштабы побольше были..

  • 31.08.2011 10:25

    Arthur

    Даня, вы балбес. Дважды. Не знаете историю - раз, не умеете читать - два.

  • 31.08.2011 10:30

    ВВ

    Империя добра

  • 31.08.2011 10:30

    ВВ

    Мария
    "В нашей стране с той же целью (изучение влияния радиации на организм человека) прогоняли своих солдат через эпицентр ядерного взрыва."

    Гораздо раньше это начали делать в США, не считая того факта, что США единственная страна, применившая ЯО против мирного населения.

  • 31.08.2011 11:36

    A.M.

    A oni to je samoe vse eshe' delayut v Afrikanskix stranax teper' uje. Nichego ne izmenilos'. Potom, eshe' cherez kakix 50 let, eshe' odin US prez opyat' izvinitsa pered Afrikancami, i vse. Von, Pfizer uje suditsa izza nelegal'nix testirovanii novix lekarstv nad Afrikancami.

  • 31.08.2011 12:01

    Сергей

    Однако, ... образец демократии

  • 31.08.2011 12:17

    liberator

    да ладно.
    уж кому-уому искать соринку в американском глазу - а уж точно не россии.
    американцы сами разберутся, без помощи всяких "империй зла".
    россия еще не рассчиталась за катынь, голодомор, выселение чеченцев и крымских татар...
    не говоря уже о тоцком полигоне, где людей насильно прогоняли через облако ядерного взрыва.
    вот на что надо обратить внимание!

  • 31.08.2011 12:34

    Хельга

    J0ker, не надо раскачивать вашу лодку??? Надо говорить и о советских экспериментах, и об американских... Все "хороши" были...

  • 31.08.2011 12:42

    fku_liberator

    Не Россия, а все же СССР и предшественник
    За катынь еще до нее расчиталась когда 120 000 русских солдат сгноили до смерти в польских лагерях, "голодомор" - это что еще такое, голодали все в том районе так что не надо тут строить из себя жертву, а лучше прояви уважение к погибшим людям, чеченцы... татары крымские... ну я здесь пропущу, а то не прилично выйдет, полигон тоцкий... ну все в одну кучу!!!
    А в американском глазууууууу оооооо: Ядрены бомбы японцам (одного этого уже хватит! 200 000 хуяк и нету), химикаты и Вьетнамцам (до сих пор страшно бананы сушеные из вьетнамам покупать), не поддающиеся счету потери среди мирного населения в Ираке, Афганистане...

  • 31.08.2011 12:45

    Натали

    liberator
    Вот не надо про Россию,а? В то время была страна СССР, где в правительстве присутствовали все национальности.
    Если уж быть точнее "россия еще не рассчиталась за катынь, голодомор, выселение чеченцев и крымских татар..." - какой национальности тогда првитель был? Грузин? Вот Грузии и предъявляйте.

  • 31.08.2011 13:13

    Хвост

    "Группа американских учёных"? Университет им. доктора Менгеле?

  • 31.08.2011 14:21

    Vaukalak

    Труба просто, слов нет, мы все думали, что фашистская Германия была империей садизма, оказалось - совсем наоборот, получается, что СССР никогда не победил фашизм, а прогнулся под него. Эти опыты в Гватемале - только верхушка айзберга, сейчас власти США создали липовую комиссию по биоэтике только, что-бы не публиковать другие ужасающие данные по всему миру. Долго мы этот бардак будем терпеть, товарищи? Или все от сифилиса проще скончаемся?

  • 31.08.2011 14:25

    Ольга

    Американцы в данной ситуации послупали не лучше нацистов в концлагерях....

  • 31.08.2011 14:28

    Vaukalak

    Ольга, хуже! Причем, сейчас черные вообще конкретно взбесятся, будут драть с США бабки в коммерческом порядке. Они и так эту державу ненавидят, сейчас станет еще хуже. Просто снимается гриф секретности с документов (истек срок) и сколько еще повылазит.

  • 31.08.2011 14:57

    Антон

    Лишний раз США показало своё подлое, лживое лицо. Весь мир осуждал СССР за тоталитаризм. США творит Тоталитаризм в масштабах всей земли (в частности ЛИВИИ). Вы нигде не прочитаете про:
    - взорванные детские сады в ЛИВИИ с сотнями погибших детей.
    - про 50000 погибших мирных жителей в Ливии во время бомбёжек НАТО (они не хотели войны и тем более умирать)
    - уничтоженную инфраструктуру всей страны (ЛИВИИ).
    - Про наёмников Аль-Каиды (повстанцах).
    СССР по сравнению с США - мирное и вполне "демократическое" государство.
    И главное:
    Если я буду призывать к войне с США - это терроризм.
    А если я буду призывать к войне с ЛИВИЕЙ или другой "Американоненависной стране" - это борьба за демократию.
    И убедите меня, что я не прав......

  • 31.08.2011 15:28

    Александр

    @Антон, я в общем тоже не считаю США белой и пушистой страной, но и считать СССР образцом для моралиста это кхм... И СССР и США обе носили признаки империй: со своими квазиколониями, сферами влияния, армиями-миллионниками, непомерными ВПК и прочей милой атрибутикой. Но я боюсь, что у вас перекос сознания и вот собственно, что обнадеживает в случае с США - у них такие вещи рано или поздно всплывают, тут к несчастью поздно (это я про эти опыты грешные), а например с пытками в Гуантанамо довольно своевременно. И вскрываются они самими американцами, вот что важно. У нас же добрая,освященная десятилетиями традиция замалчивать все негативное - в армии, в больницах, в школах, в госбезопасности (там секретность конечно нужна, но ей тоже должен быть установлен некий разумный предел,иначе она начинает работать не на общество, а против него). А темных страниц в истории СССР тоже хватает. Ели будет желание немедленно оспорить не торопитесь писать ответ сразу-погуглите,например,'лагерь Бутугычаг'

  • 31.08.2011 17:37

    J0ker

    надо, Хельга, надо
    вы это комментаторам здешним объясните, которых хлебом не корми - дай только потешить чуйство собственного величия и невъе...ой духовности(тм) путем плясок на костях

  • 31.08.2011 17:40

    Евгений

    Александр.
    Полностью с Вами согласен.
    Антон.
    Призывать объявить войну США, ну скажем, президента России это не терроризм. Это глупость. Куда наш президент и вы вместе с ним без США. Мы ведь с вами кроме нефти ничего не производим.
    А вот если соберетесь взорвать самолет неважно чей, как это сделал полковник, это будет терроризм.

  • 01.09.2011 00:27

    Alex

    Думаю опыты и сейчас проводят.. Зачем Америке две биологические лаборатории в грузии и Айзербайджане...? И почему идёт массовое заболевание кабанов в прикавказье..?

  • 01.09.2011 01:03

    J0ker

    Alex
    жидомасонский заговор
    я гарантирую это

  • 01.09.2011 10:43

    Даня

    Хвост.
    ха ха ха!))))) Университет им. доктора Менгеле!)))) Кафедра прикладной евгенетики, отделение экспериментов над людми. Зав.Каф. Гиммлер!))))

  • 01.09.2011 10:44

    Даня

    Хвост.
    ха ха ха!))))) Университет им. доктора Менгеле!)))) Кафедра прикладной евгенетики, отделение экспериментов над людми. Зав.Каф. Гиммлер!))))

  • 01.09.2011 11:09

    vovan

    до американских психушников добрались, скоро и до мучителей Валерии Ильиничны доберутся!

  • 02.09.2011 18:38

    Арсен

    меня успокаиыает только одно! что на том свете все ответят за свои дела!

  • 03.09.2011 14:05

    Santeru

    Моё мнение позиционируется на том, что кроме выяснения признаков болезней,они разработали или подготовили почву для образования спида!

  • 03.09.2011 22:37

    наталья

    Совершенно с Вами согласна.Когда началось массовое распространение СПИДА на африканском континенте,а затем и в США,первопричину этой эпидемии скрывать было не надо,т.к. с Америкой мы еще "друзьями " не были и тогда в прессе совершенно четко было озвучено,что жителям африканского континента была привита вакцина,о последствиях которой ее производители якобы не предполагали,а именно,что она вызывает иммунодефицит.Можно предположить,что это был очередной эксперимент,который расхлебывает весь мир.

  • 04.09.2011 19:42

    vazh

    Вспоминаю разоблачительную публикацию 70-х годоа в американском же журнале Электроника. Там писалось о том, как в начале 50-х по Нью-Йорку ездила машина и в выхлоп подмешивался какой-то вирус (деталей не помню), после чего собирали статистику обращений к врачам по соответствующему заболеванию. Обобщайте,
    морлизируйте и проч. сами.

  • 04.09.2011 21:20

    NEMO

    Заголовок странный...Американцы всё правильно делали, добровольцев мало, а для изучения и создания новых болезней нужны люди, какую пользу как не медицинскую? например? принесёт наркоман или заключённый, который сидит пожизненный срок? Земля не резиновая, поэтому и создаются искусственные болезни, подобно СПИДУ и остальные...Да - это жестокость, но не бессмысленная...

  • 05.09.2011 06:10

    Толян

    Вот пожалуйста!Звери в человечьем обличии!мясники американские демократические!Линчевать таких без суда!

  • 05.09.2011 19:26

    Shumi

    Достойные продолжатели дела третьего рейха...

  • 06.09.2011 05:42

    Вячеслав

    Викентий Вересаев "Записки врача" Глава VIII

    С тяжелым чувством приступаю я к этой главе, но что делать? Из песни слова не выкинешь.
    Я имею в виду врачебные опыты на живых людях.
    В последующем изложении я по возможности буду точно указывать на первоисточники, чтобы читатель сам мог проверить сообщаемые мною данные. Я ограничусь при этом одною лишь областью венерических болезней; несмотря на щекотливость предмета, мне приходится остановиться именно на этой области, потому что она особенно богата такого рода фактами: дело в том, что венерические болезни составляют специальный удел людей и ни одна из них не прививается животным; поэтому многие вопросы, которые в других отраслях медицины решаются животными прививками, в венерологии могут быть решены только прививкою людям. И венерологи не остановились перед этим: буквально каждый шаг вперед в их науке запятнан преступлением.

  • 06.09.2011 06:20

    Salmonellosis

    Ой как все возбудились. 1) При чем здесь правительство США? Это отморозки из Питсбурга. 2) Ай яй, а у нас солдат не морили при ядерных испытаниях. И уран у нас тоже не солдаты с урками добывали без особой защиты?

  • 06.09.2011 11:05

    Evlampy

    to Salmonellosis
    1.)Читайте вниательно:"группа ученых под руководством Джона Катлера (John Cutler), работавших на правительство США", 2.) У амеров испытания ядерного на своих солдатах проводились задолго до тоцких учений и в куда более жестокой форме - средств защиты вообще не было. Кроме того, труд заключённых в США также использовался весьма широко в т.ч. и на опасных производствах. 3.) Не подскажете, почему помимо Токийского понадобилось организовывать ещё и Хабаровский процесс?

  • 06.09.2011 21:04

    Salmonellosis

    :Evlampy
    1) Да, Джон Катлер работал на министерство здравоохранения. Однако, правительство в нашем понимании не было в курсе и не благославляло заражать и не лечить без согласия. Как только дело стало достоянием гласности в 1970 году, эксперимент был прекращен. Были выплачены компенсации и т.п. Еще раз, я так же как вы возмущаюсь этим людям. Это дико и бесчеловечно. Я против комментов: "американцы все звери". Русские еще большие звери.
    2) Да ладно, я же не привел вам голодомор и Гулаг. Вы считаете, что в России размах морильни своих и чужих был меньше? Что-то мне подсказывает, что это совсем не так. А уж цинизм, который у некоторых особей человеков как в примере с "доктором" Катлером, всегда был в достатке, только он наднациональный. Вон, в Африке правительства ели людей еще совсем недавно. Но покарать Африку что-то никто не спешит.
    3) Думаю, СССР не было довольно, что некоторые избежали суда в деле о биологическом оружии. Наверное, вы знаете какие-то интимные детали.

  • 10.09.2011 14:09

    доктор

    это только маленький эпизод из всего говна который натворили амеры

  • 12.09.2011 05:31

    Senator

    Теперь ждем когда Россия проведет расследования и извинится за 2 миллиона погибщих афганцев, 100 тыс чеченцев, пару тысяч поляков и т.п.

  • 13.09.2011 07:25

    ДедПихто

    Сволочи? Сволочи, по сегодняшним меркам. Но обратите внимание: статья об опытах над НЕ гражданами Америки. А в России - все наоборот. Подобные опыты - ТОЛЬКО на своих согражданах. Хотите скажу почему? А потому, что американцы - избиратели а россиянцы - нет.

  • 13.09.2011 09:49

    Пётр

    Нда, вот они истоки гуманизма... А ещё в Европе негров в зоопарке держали как животных. Тоже наверное гуманно, правда же?

    А вообще, если кому интересно, то советую ознакомиться с фильмом "Сопоставление". Очень интересный взгляд и анализ. ССылка ниже:
    youtube . com / watch?v=ugU5QBVjacU (в ссылке убрать пробелы)

    p.s. для всех, кому интересна история также советую смотреть программы Исторический процесс. как в интернете, так и в живую по ТВ на канале Россия по средам в 22:50.

  • 14.09.2011 06:37

    Хендар

    Вскрывшиеся факты указывают на нарастающую общую проблему человечества: его усиливающуюся беззащитность перед наукой и ее жрецами, которые сами все в меньшей степени понимают все последствия своих даже самых законных и гуманных опытов. В науке сами понятия закона и гуманности теряют смысл, ибо гуманность в современном понимании может обернуться гибельными последствиями для миллиардов в будущем. Простой пример с ядерным оружием - гуманная и законная, но, как оказалось, ложная задача опередить фашистов, обернулась бесчеловечным применением этой бомбы против мирного населения Японии в политических целях американского империализма диктовать России и всему миру свои условия миропорядка. Угроза гибели человечества в термоядерной катастрофе нарастает.
    А патриотическая задача науки разработать бактериологическое оружие для защиты от супостата! Есть веские основания считать спид ее прямым следствием.
    В политике опыты над людьми это обычная практика. Термин "шоковая терапия" из этой практики.

  • 18.09.2011 00:20

    Прохожий

    Дед Пихто - вы очень глубоко ошибаетесь. США очень даже эксперементировали над своими. программы Блюбёрд, Артишок.. это так на вскидку..

  • 19.09.2011 15:06

    Леонид Ильич

    Уверен, аналогичные опыты (если не хуже) сейчас проводятся в Гуантанамо или на других американских базах в Ираке или Афганистане.

  • 22.09.2011 00:51

    Larisa

    За то, что холерой заразили после последнего землетрясения, когда будут извинения? Через 30 лет?

Через полгода работа в системе маркировки лекарств будет являться лицензионным требованием.
"Аборт не обязательно опасен или вреден для женщин, а вот отказ в аборте – может быть таковым"
Хоть польза пребывания на природе давно очевидна, конкретный цифры ранее вычислить не удавалось
Курильщики лишаются зрения в два раза чаще, чем некурящие
Будьте аккуратнее с двадцать шестой чашкой