Ликбез. Наркотики для неизлечимо больных

Pcilocybe © afgooey74/flickr.com
11 февраля 2014 года, 03:47
Комментировать

Явление

Подавляющее большинство пациентов с неизлечимыми заболеваниями нуждаются в облегчении боли и других мучительных симптомов, сопровождающих последние дни жизни. Во всем мире для улучшения состояния терминальных (умирающих) больных применяются наркотические препараты. Перечень этих средств ограничен, однако постоянно проводятся исследования, по результатам которых в медицинской практике могут появиться другие наркотики.

Однако эта область несколько дискредитировала себя в середине прошлого века, когда был бум исследований галлюциногенов. Этим веществам приписывалось больше эффектов, чем следовало, а многие из таких работ, как потом оказалось, сложно было назвать научными.

Тема наркотиков в медицине имеет и другой аспект. Если в некоторых штатах Америки и странах Европы разрешено использовать марихуану по назначению врача, то в России есть проблемы даже с более важной категорией наркотиков — опиоидами. Паллиативная медицина — достаточно новое для нашей страны понятие, хотя проблема помощи пациентам с неизлечимыми заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни, существовала всегда. Лишь в 2011 году в нашей стране на законодательном уровне была поднята эта проблема. И до сих пор существуют большие сложности с выпиской рецептов и получением наркотических препаратов в аптеке, что значительно усложняет жизнь пациентам и их родственникам. Однако у государственных органов, которые поддерживают такой порядок, есть свои аргументы.

 

Pro

Опиоиды

Основными наркотическими веществами, используемыми в паллиативной медицине и официально разрешенными в России, являются опиоидные анальгетики. Много веков опий добывали из высохшего млечного сока незрелых коробочек снотворного мака. В 1803 году немецкий аптекарь Фридрих Зертюрнер выделил из опия морфин. Именно этим веществом определяются основные свойства опия. До настоящего времени морфин применяют в качестве одного из лучших лекарственных препаратов, устраняющих боль при травмах, инфаркте миокарда, у онкологических больных. До сих пор проводятся исследования его аналогов для того, чтобы выявить наиболее «удачные» версии этого препарата. В частности сейчас золотым стандартом для терминальных больных Всемирная организация здравоохранения признает морфин краткосрочного действия в таблетках.

 

Каннабиноиды

В некоторых странах используют лекарства, в основу которых входят каннабиноиды, для улучшения состояния пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи (Дания, Германия, Канада, некоторые штаты США). Препараты на основе конопли применяют для облегчения хронических болей, улучшения аппетита, облегчения чувства тошноты.

Конопля в медицинских целях принималась не одну сотню лет — для устранения различных видов боли, включая колики, менструальные боли, мигрень. В исследованиях было показано, что препараты каннабиноидов, применяемые в капсулах, способны облегчать хронические боли, но не очень эффективны при острых болях (например, операционных).

Также показано, что каннабиноиды могут усиливать обезболивающее действие опиоидов, но в медицинской практике этот эффект пока не используется. 

Помимо хронических болей, проблемой терминальных пациентов часто становится тошнота и рвота, вызванные основным заболеванием или проводимым лечением. Многие исследователи заметили, что препараты на основе каннабиноидов обладают более выраженным противорвотным действием по сравнению с классическими лекарствами.

 

ЛСД

В 1950-х годах широкий общественный резонанс получили исследования воздействия ЛСД (диэтиламида лизергиновой кислоты) на сознание человека. В статье, опубликованной в 1964 году, Эрик Каст и Винсент Коллинз описали результаты исследования, в котором предполагаемые обезболивающие свойства ЛСД сравнивались с двумя признанными и мощными препаратами. Исследование проводилось на группе пациентов из 50 человек, страдавших от сильных физических болей. Результаты показали, что обезболивающий эффект ЛСД по сравнению с другими анальгетиками развивается не так быстро, но значительно превышает их действие во времени. Кроме снятия болей, Каст и Коллинз заметили, что некоторые пациенты демонстрируют поразительное пренебрежение тяжестью ситуации, в которой находятся. 

В более поздних исследованиях Каст изучал не только обезболивающее действие ЛСД, но и влияние препарата на изменение эмоций, сон, отношение пациентов к болезни и смерти. У многих испытуемых через два-три часа после введения 100 мкг препарата резко снижалась боль в среднем на двенадцать часов. Интенсивность боли у многих пациентов была уменьшена на три недели, наблюдалось улучшение сна и понижение тревожности по поводу болезни и смерти.

Также этой темой активно интересовался исследователь из Чехии Станислав Гроф. Он получил стипендию от американского фонда психиатрических исследований в США и на протяжении многих лет занимался с коллегами психоделической терапией терминальных больных. Прием ЛСД проходил под контролем исследователей в специально созданных условиях. Перед началом применения препарата проводились беседы, целью которых служило установление доверительного отношения с пациентом и его семьей. В особой беседе, непосредственно перед проведением сеанса, больной получал конкретную информацию о природе психоделического переживания, диапазоне необычных состояний психики, возникающих вследствие приема ЛСД. Пациент располагался в отдельной палате, которую пытались делать максимально уютной. Родственники приносили живые цветы, фрукты, семейные альбомы. Как только пациент начинал ощущать действие препарата, его просили лечь, накрыть глаза повязкой и надеть наушники, в которых звучала музыка. Предполагался однократный прием препарата. Лишь изредка, если результат был не вполне эффективным или если болезнь прогрессировала, употребление ЛСД проводилось повторно.

Станислав Гроф писал: «Специально разработанные сеансы приема ЛСД, проводимые в простых и обеспечивающих защиту условиях, резко отличны от "ширяния". Для человека, принявшего ЛСД в сложной социальной ситуации, внешние раздражители и то, что выходит из его подсознания, переплетаются в невероятные сочетания. Происходящее в таких условиях ЛСД-переживание обычно выливается в непостижимую путаницу восприятии внешнего мира и переживаний из мира внутреннего. В результате ситуация не очень-то благоприятствует глубокому исследованию своего "я"».

 

Псилоцибин

В настоящее время некоторые ученые продолжают исследовать влияние психоделических наркотиков на эмоциональное состояние терминальных больных. Американский психиатр Чарльз Гроб изучает действие псилоцибина (вещество, содержащееся в грибах рода Psilocybe) на самочувствие пациентов на последних стадиях рака. В результате такого лечения исследователь отмечает снижение тревоги, улучшение настроения, что значительно облегчает последние дни тяжелых больных. 

Во всем мире только несколько коллег Чарльза Гроба занимаются тем же. Например, британские врачи попытались объяснить такое действие препарата, использовав магнитно-резонансную томографию. Дело в том, что изменение сознания на фоне приема псилоцибина связано с деактивацией тех областей мозга, которые отвечают за наши чувства и наше восприятие себя. У людей, находящихся в депрессии, одна из таких областей (передняя поясная кора) гиперактивна. Псилоцибин способен это изменить. 

Подобное действие препарата можно объяснить и так: пациенты, участвовавшие в исследовании, получали псилоцибин регулярно, и, вероятно, то, что они из раза в раз испытывали положительные эмоции при воспроизведении воспоминаний, сделало этот эффект устойчивым.

 

Contra

Без сомнения, ненормированное употребление наркотических препаратов может привести к тяжелой зависимости. Потому отпуск из аптек подобного рода средств находится под жестким контролем. Но врачи призывают различать негативный долгосрочный эффект от приема наркотиков здоровыми людьми и оказание помощи терминальным пациентам. У умирающих больных уже не может развиться тяжелая зависимость, которая приведет к асоциальным действиям и саморазрушению. А концентрация каннабиноидов в крови, приводящая к выраженному обезболивающему эффекту, у исследуемых пациентов была ниже, чем у людей, курящих марихуану. Такая дозировка не приводила к побочным эффектам: спутанности сознания и седации. 

Но некоторые специалисты также опасаются, что, если галлюциногенные препараты станут регулярно выписываться врачами, это приведет к расширению показаний и движению по наклонной. В итоге такие вещества станут легально принимать, к примеру, люди, склонные к беспричинно плохому настроению. Но психиатр Чарльз Гроб считает, что ничего подобного не произойдет: галлюциногены станут выписывать только тем, у кого не останется альтернатив, потому что и без наркотиков есть немало средств, способных избавить от депрессии или других проблем.

 

В итоге

Несмотря на то, что опиоиды признаны единственной группой препаратов, способной избавить терминальных пациентов от тяжелых хронических болей, в России доступ к ним крайне затруднен. Одна из важнейших проблем паллиативной медицины в нашей стране — сложная процедура учета и оборота наркотических препаратов. По мнению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, это снижает уровень наркомании и не допускает такие препараты к нелегальному обороту. Однако это приводит к тому, что терминальные пациенты не получают обезболивание вовремя, получают его в недостаточном количестве или не получают вовсе. Родственники таких больных неоднократно должны обойти специалистов разного уровня, которые дают разрешение на получение препарата. Врачи в свою очередь заполняют большое количество документов. 

Между тем, в мире, где опиоиды доступны всем нуждающимся, продолжаются исследования различных групп наркотических средств, которые, вероятно, помогут больным в терминальных стадиях заболевания. Возможно, скоро на Западе в широкой медицинской практике появятся и галлюциногены. 

 

Поделиться

Комментарии (25)

  • 11.02.2014 11:13

    простофиля

    ///Возможно, скоро на Западе в широкой медицинской практике появятся и галлюциногены///
    Возможно и, даже, скорее всего, если уже не появились. Но то на Западе. В России пути иные:
    1. Алевтина Хориняк http://www.gazeta.ru/social/2013/05/20/5330193.shtml
    2. Контр-адмирал Апанасенко http://www.gazeta.ru/social/2014/02/10/5899205.shtml

  • 12.02.2014 21:53

    Му-Му

    Родственники пациентов за наркотиками идут к продавцам наркотиков. Продавцы наркотиков и борцуны с наркотиками это две стороны одной купюры. Если вдруг исчезнут одни, то другим придется искать новую работу.

  • 13.02.2014 08:34

    один2213

    и табак и алкоголь- наркотики !
    все наркотики - по рецепту врача !
    табак сильнее конопли !
    всех зависимых - на учёт и лечение !
    возродим систему лтп !

  • 13.02.2014 17:53

    Бабушка Мария

    Спросила у работницы хосписа: сколько морфина они дают в сутки - сколько нужно. Самое большое количество, которое она помнит - 11 грамм в сутки внутривенно. Грамм!
    Кстати, Морфин, выпускаемый из растительного натурального сырья - самый дешёвый анальгетик. И один из самых безопасных.

  • 14.02.2014 13:01

    Томас

    Нууу... Чавой-то Бабушка Мария начудила. 11 грамм это 1100 ампул или 1,1 литра р-ра
    морфина.

  • 14.02.2014 22:28

    Елена

    Сами через процедуру выписки рецепта и получения проходили, диагноз установлен, стадия 4, боли невыносимые, но нужно было чтобы еще куча специалистов убедились в том, что человек болен, что не ходячий, "приводите или на такси привезите", а в кабинет я тоже его на руках принести должна, идиотизм полнейший, а ведь пока вся эта чехарда идет, человек то мучается, неужели так сложно если не упростить, то хотя бы ускорить этот процесс(в нашем случае только за неделю до смерти наконец добились выписки рецепта, и то благодаря жалобе в горздравотдел)

  • 15.02.2014 03:32

    простофиля

    to Елена
    Похоже, Вы не медик, а простой человек и правила клоаки сей Вам неведомы. Поверьте на слово: горздравы, райздравы, главврачи и т.п. - это всё ерунда. Так, полумеры, косметический ремонт. Они не решают проблемы, они просто надзиратели, "смотрящие", "вертухаи", "капо". Их задача - надзирать за исполнением указов "паханов" только и всего. Для решения же вопроса основательно следует обращаться непосредственно к "паханам".
    Паханы здесь - это МинЗдрав и ФСКН. У них есть собственные Интернет-ресурсы, оформленные, как правило, с пышной государственной символикой, насыщенные динамическими страницами и скрипт-программами. Обращаться с требованиями нужно непосредственно туда: завалить "паханские" сайты фото и видео онкобольных,умирающих в муках, с соответствующими комментариями, не стесняясь выражений и с обещанием обращаться выше, к "вершителям". Это им более понятно, это они поймут и среагируют быстрее...Обычные врачи на Вашей стороне, но от них мало что зависит.

  • 15.02.2014 21:55

    Списанный

    Из многих десятков виденных мной наркоманов только один, и то нерегулярно и относительно недолго, пользовался "беляшкой" - ампулированными наркотиками для медицинского применения. Остальные благополучно обходились разными вариантами классической поставки наркотиков, эпизодически демонстрируемой по ТВ. "Черняшкой", кто побогаче - "герычем". И стоило столько копий ломать, лишать страдающих людей от мучений для "пресечения" явно не играющего никакой реальной роли "пути распространения"? Так, умом Россию не понять. Правят нами в основном дураки, в старании расшибающих себе лоб и угробляющих заодно чужие жизни.

  • 15.02.2014 23:23

    Бабушка Мария

    2Томас. Это именно то, что мне ответили. Думаю, что у них своя аптека, готовят 10 и 20%, как для ветеринаров.
    Вообще - для выписки наркотических обезболиввающих у анс достаточно диагноза и жалобы на то, что другие уже не помогают или противопоказаны. Выписывает семейный врач. На некоторые - нужно разрешение, но для онкологических больных это формальность. Семейный врач заполняет "просьбу" в компьютере. Существуют лекарства, которые не рекомендуется выписывать наркозависимым пациентам и тем, у кого наркозависимые члены семьи. Для таких - есть рекомендации, что лучше выписывать, например наклейки.
    Ветеринарам НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ выписывать морфий в таблетках, из-за опасности передозировки, если владелец примет обезболивающую таблетку своей собаки.

  • 18.02.2014 08:40

    Гость

    "возродим систему лтп !"

    Проще и дешевле подобных вам на принудительное лечение в психбольницу отправить. Расплодилось безграмотных мракобесов...

  • 18.02.2014 16:16

    саша

    я болел онкологией. рвоту снимает только сигарета конопли!

  • 19.02.2014 19:22

    Человек

    "Повезло" адмиралу, пистолет оказался под рукой. А что делать остальным онко больным? Судя по всему в этой гнилой системе ни кто ни чего менять не собирается. Как заявила чиновница-сам дурак. http://lenta.ru/news/2014/02/19/apanasenko/

  • 19.02.2014 19:43

    Сельдюгаев

    онкобольных неплохо обезболивает кокарбоксилаза и витамин в15

  • 20.02.2014 17:05

    интернетползун

    В статье ничего нового, материал десятки раз перепечатывается, отношение к данному вопросу в нашей стране меняется крайне инертно и, как почти правильно указано в названии - это ЛИКБЕЗ. Сотни каналов на YouTube рассказывают и показывают фронт боевых действий распространения и наказания наркотических средств, популярные нынче английские учёные уже давно показали таблицу "вредности" различных стимуляторов, в которой водка с табаком оказались пагубнее, чем запрещённая марихуана и т.д.. Википедиа - безграничное счастье для создания подобных ЛИКБЕЗ'ов, только смысл меркнет.

  • 23.02.2014 22:26

    RUS52

    Спасибо за информацию. Жаль, что уже поздно...

  • 26.02.2014 01:04

    Nomad

    Ничего про амфетамины, которые тоже вполне себе применяются в западной медицине (да и в советской применялись).

  • 27.02.2014 09:04

    опыт жизни

    Хорошая статья! Особенно последнее предложение многое объясняет.

    Конечно, вслед за разрешением покупать марихуану - последует разрешение свободной продажи галлюциногенных грибов. Потому что и первое, и второе - несложно вырастить в домашних условиях. Черный рынок диктует свои правила Америке и другим странам. Если крохотные семечки легко заказать по интернету и получить почтой, затем вырастить в доме - что ожидать от наших доблестных садоводов? Традиция выращивать самому - неискоренима в России, уверен, мы пойдём путём Западных стран в этом вопросе. Сначала массовое распространение, затем легализация того, что уже невозможно запретить.

    Кстати, в Америке покупатели не спешат брать законную марихуану. Покупать травку у дилеров на улице выходит дешевле в 2,5 раза.

    Галлюциногены это дело серьёзное, неизвестно когда у законодателей руки дойдут, так что интересуйтесь сами, как вырастить, как приготовить, пробуйте, будете пионерами, дело стоящее, сам проверил неоднократно.

  • 03.03.2014 01:31

    Олег

    Только тот, кому действительно пришлось пройти через все испытания связанные с обезболиванием неизлечимо больных может понять и может давать оценку действующей системе обеспечения, получения и применения наркотических средств для оказания помощи страдающим обречённым на смерть. Считаю, что вышеуказанная действующая в России система, это проявление цинизма и жестокости к своим гражданам, которые вместо получения помощи и поддержки от государства сталкиваются с доведённой до абсурда на всех её этапах бюрократической процедурой получения наркотиков для обезболивания. Пусть Господь Бог будет судьёй всем тем кто создал и применяет на практике эту систему "помощи" страдающим у которых уже нет никакой надежды, а осталось только желание хоть как то снять или уменьшить непрекращающуюся боль.

  • 05.03.2014 17:36

    NOW

    Пока вы здесь спорите в Америке легализована марихуана для больных онкологией. Вот и все...

  • 06.03.2014 02:21

    MindExplosion

    Легализуйте мед. траву!
    Намного более опасные опиаты ведь успешно применяются в медицине, как и многие другие психоактивные вещества, тот же кетамин для наркоза.
    Да и исследования ЛСД в плане лечения шизы в своё время зря завернули. Ладно бы массовое использование, но исследования! Так хотя бы может поняли механизм, по которому работает этот препарат и почему он благотворно влияет на некоторых больных с психическими расстройствами.

  • 06.03.2014 22:20

    А

    Вы тут много говорите о том что бы ослабить наркоконтроль....Понятно ..у вас больные мучаются от боли..А у меня младший сын наркоман. Так вот что я скажу.Я бы растерзал порвал любого кто хочет облегчить доступ к наркоте.Из парня спортсмена получилось животное нет насекомое хитрое беспощадное тупое.Иногда да простит меня Господь думаю что бы сдох побыстрее. Да я пока в силе и сумел защитить семью(как долгий разговор). Но он все шляется и не дай Бог что со мной случится.Эта мразь сживет всех со света.У наркоманов нет совести чести нет ничего кроме самомнения хитрости подлости и феноменальной лживости.Это уже не люди. Так что не надо скулить что строго . есть почему.

  • 07.03.2014 00:08

    kto

    конечно, когда не смог воспитать ребенка, проще всего свалить неудачу на кого-то еще - наркотики, гомопропаганду, или что там теперь на повестке дня. почему бы вам вместо того, чтобы запрещать наркотики, не предложить запретить самого себя? ведь это вы не справились с воспитанием, очевидно, что вас к детям подпускать близко нельзя.

  • 07.03.2014 14:52

    lol

    А я наркоман и у меня нормальные отношения с родителями, они ничего даже не подозревают. А я уже два года долблю все подряд.

  • 09.03.2014 12:34

    простофиля

    to kto
    Согласен.
    Проблема не в наркотиках - проблема в человеке. Что за сбой произошел в процессе мышления (интерпретации явлений окружающего мира), если в результате этого возникли столь тягостные эмоции, что для их смягчения понадобились водка или героин?
    И как ни верти - ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА - все корневые эмоциональные проблемы (те самые сбои) закладываются в детстве. И основоположники их - это социум, окружающий ребенка в этот период, мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Причина-следствие...
    А коль эмоциональная проблема возникла, то "успокоитель" всегда найдется, как не запрещай. Не героин, так пиво, не пиво, так клей или ацетон и т.д.

  • 06.04.2014 15:15

    В

    А
    Вы тут много говорите о том что бы ослабить наркоконтроль....Понятно ..у вас больные мучаются от боли..А у меня младший сын наркоман. Так вот что я скажу.Я бы растерзал порвал любого кто хочет облегчить доступ к наркоте.
    ---------------------

    C себя начните, в смысле растерзать и порвать. Следить надо было лучше за своим сыном, правильно воспитывать, тогда он ни за что не стал бы колоть себе в вену всякую дрянь.
    Вот из-за таких, как вы, с такими мыслями и пожеланиями, страдают смертельно больные люди, не получающие своевременную помощь. А желающие получить дурь наркоманы, всегда найдут ее легко у барыг, а не в аптеках.

Через полгода работа в системе маркировки лекарств будет являться лицензионным требованием.
"Аборт не обязательно опасен или вреден для женщин, а вот отказ в аборте – может быть таковым"
Хоть польза пребывания на природе давно очевидна, конкретный цифры ранее вычислить не удавалось
Курильщики лишаются зрения в два раза чаще, чем некурящие
Будьте аккуратнее с двадцать шестой чашкой