Мужской гормон ограничивает развитие человека
Группа ученых под руководством Саймона Бейрон-Коэна (Simon Baron-Cohen) из Центра исследования аутизма в Кембриджском университете уже публиковала отчет о наблюдении за 58 детьми, родившимися в 1996-97 годах. Измеряя уровень тестостерона, авторы выяснили, что в возрасте года те дети, у кого его было больше, знали меньше слов и были менее контактными.
Теперь ученые вернулись к той же группе детей и оценили их интересы и социальное развитие в возрасте четырех лет, опрашивая матерей. Оказалось, что у тех, у кого внутриутробно был отмечен высокий уровень тестостерона, эти показатели были ниже, чем у сверстников. При этом, мальчики были более ограниченными, чем девочки.
Другая группа исследователей, занимающаяся вопросом влияния тестостерона на развитие детей, обнаружила, что девочки с более высоким уровнем гормона в период внутриутробного развития, в восемь лет лучше справлялись со сложными заданиями, например, с вращением в уме двухмерной геометрической фигуры.
Все это укладывается в выдвинутую Бейрон-Коэном теорию, согласно которой тестостерон направляет развитие мозга по пути лучшего понимания формы и системного анализа, с чем лучше справляются мужчины. При этом снижаются способности к общению и сопереживанию, более развитые у женщин.
В статье на страницах Journal of Child Psychology and Psychiatry авторы отмечают, что имеющихся данных пока недостаточно, чтобы доказать четкую связь тестостерона с развитием мозга. Они планируют провести другое, более масштабное исследование. Бейрон-Коэн полагает, что тестостерон может связан с некоторыми случаями аутизма.