Народ против БАДов
Развернувшаяся в ЖЖ кампания против продавцов псевдолекарств, наживающихся на доверчивых стариках, претендует на статус главного медиасобытия года. Таким образом, функции бездействующих надзорных органов берет на себя интернет-общественность.
Дубина народной войны
Вызвавшей взрыв общественного негодования искрой стал пост в ЖЖ, повествующий об очередной попытке обмануть пожилых и не очень здоровых людей. За считанные сутки биодобавка Гравиколл XXI, которую пенсионерам предлагали приобрести со скидкой всего за несколько сотен евро, стала известна всей стране, и привлекла, наконец, внимание Федеральной антимонопольной службы.
Впрочем, похоже, все только начинается: спонтанно сорганизовавшиеся граждане готовы навести порядок на всем рынке БАД. В настоящее время сбор информации об аналогах Гравиколла ведется в нескольких сообществах и блогах, например здесь или здесь. Результаты планируется передать в соответствующие инстанции. Обсуждается также возможность непосредственного обращения к главе государства.
БАДы: за и против
В соответствии с законами РФ, биологически активными добавками к пище являются природные и идентичные природным биологически активные вещества, способствующие ликвидации дефицита питательных веществ и оптимизации пищевого рациона. Соответственно, БАДы не являются лекарствами и не могут рекламироваться в качестве таковых. Последняя редакция закона о рекламе запрещает использовать в рекламе БАДов информацию о лечебных свойствах таких продуктов, образы врачей, а также истории выздоровления пациентов.
Побочные действия некоторых компонентов БАДов:
Зверобой пролонгирует действие анестетиков, а значит должен отменяться при предстоящем наркозе.
Гинкго билоба снижает свертываемость крови, поэтому опасен для беременных, а также для тех, кому предстоит операция.
Мята при применении беременными грозит выкидышами.
Сенна — обезвоживанием организма и атонией кишечника.
Женьшень противопоказан при гипертензии и тахикардии.
Хром может вызвать поражение почек при применении в больших дозах.
Впрочем, качественные и правильно применяемые пищевые добавки действительно приносят пользу. Диета современного человека изобилует полуфабрикатами и бедна витаминами, микроэлементами, полиненасыщенными жирными кислотами, отдельными аминокислотами и т.д. В такой ситуации на помощь приходят биодобавки, позволяющие хотя бы отчасти возместить дефицит необходимых организму веществ. Пользоваться ими все же нужно с осторожностью: передозировка активных компонентов часто опаснее, чем их недостаток.
По данным Института питания РАМН, сейчас потребление БАДов в России на душу населения в несколько раз ниже, чем в странах ЕС, США или Японии. Так, в настоящее время на США приходится 37%, на Европу 26% а на Японию - 18% мирового оборота биодобавок. Доля России в этом секторе мирового рынка не превышает 1%. Приводя эти цифры, производители БАДов сетуют на чрезмерно жесткое, по их мнению, рекламное законодательство. Впрочем, как это часто бывает у нас, строгость законов с лихвой компенсируется их неисполнением.
Кто виноват?
Пока что основной жертвой общественного негодования остается радиостанция «Эхо Москвы» - прежде всего потому, что, в отличие от многих коллег, «Эхо» аккуратно выкладывает в сеть аудиозаписи своих программ, в том числе и рекламных. В то же время радио, в эфире которого продавцы Гравиколла XXI предлагали скидки специально для пенсионеров, идентифицировать так и не удалось. В принципе, это не так уж важно, потому что реклама Гравиколла и аналогичных ему панацей льется на слушателей (зрителей, читателей) буквально отовсюду.
Оккупировавшая радиоэфир реклама была противозаконной, поскольку выдавала БАД за лекарство и нарушала сразу несколько пунктов соответствующей статьи закона о рекламе. Однако вполне возможно, что в качестве обычной биодобавки прошедший официальную регистрацию Гравиколл XXI действительно имеет полное право на существование - при условии, что стоимость его не превышает 200 рублей. Если же отпускная цена возрастает до сотен евро, повторяется классическая схема лохотрона. В принципе, по такому же принципу можно было бы торговать всем чем угодно, например аскорбинкой или мелом.
По мнению президента Ассоциации биологически активных добавок и специализированных продуктов питания Вячеслава Исаева, в случае с Гравиколлом обманом потребителей занимался не производитель злополучной биодобавки (ЗАО «Биопрогресс»), а ее распространитель - ООО Фармит. Действительно, сомнительная деятельность этой организации привлекала внимание уже не раз. Так, в мае сего года сотрудники одной из общественных организаций Екатеринбурга сдали правоохранительным органам продавца фальшивого лекарства от алкоголизма – сотрудника Фармита. Примерно в это же время на одном из московских форумов началось обсуждение ситуации с Гравиколлом. Однако реакция официальных инстанций последовала только после широко освещенного в СМИ флэш-моба в ЖЖ. Вряд ли за несколько месяцев торговли Гравиколлом в ФАС, Роспотребнадзор и Генпрокуратуру не поступило ни одного обращения пострадавших, ведь для того, чтобы окупить дорогостоящие рекламные кампании, необходимо привлечь тысячи покупателей.
Что делать
При этом проблемы на рынке околомедицинских товаров и услуг отнюдь не ограничиваются БАДами. Например, россиянам в массовом порядке предлагаются электромассажеры для ушей, излечивающие сердечно-сосудистые заболевания, портативные аппараты для лечения катаракты и прочие обереги от недугов, выдаваемые за новейшие разработки отечественных ученых. Популярны также стволовые клетки, использование которых, якобы, уже позволяет одним махом избавиться от последствий инфарктов, инсультов и нейродегенеративных заболеваний. Если у авторов таких технологий есть лицензия, то их, очевидно, необходимо немедленно выдвигать на Нобелевскую премию, куда там американским генно-модифицированным мышам! А лицензии на предоставление медицинских услуг в рекламных отделах СМИ все-таки как правило проверяются.
Что же касается состоятельности рекламируемых методов лечения, что оценивать их, за исключением отдельных, совсем уж вопиющих случаев, должны не СМИ, а соответствующие органы надзора. Выводить мошенников на чистую воду – задача ФАС. Если речь идет о медицинских услугах и лекарствах, с ФАС должен взаимодействовать Росздравнадзор, БАДы – как продукты питания – сфера компетенции Роспотребнадзора. Пока эта система не работает, обманутым потребителям остается искать справедливости на страницах Живого Журнала
Михаил Алексеев.