Люди болеют диабетом из-за древней мутации

Изображение с сайта brighamandwomens.org
2 марта 2011 года, 20:19

Американские ученые обнаружили генетические причины развития сахарного диабета второго типа при ожирении, сообщает PhysOrg. Отчет об исследовании группы специалистов под руководством Джейн Ким (Jane J. Kim) из Университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego) опубликован в The Journal of the Federation of American Societies of Experimental Biology.

Исследователи из Сан-Диего выяснили, что около 2-3 миллионов лет назад произошла мутация человеческого гена CMAH. В результате у людей был нарушен синтез нейраминовых кислот Neu5Ac и Neu5Gc, которые входят в состав рецепторов к инсулину, расположенных на поверхности клеточных мембран. Организм большинства млекопитающих, в отличие от людей, самостоятельно вырабатывает эти кислоты.

Ким и ее коллеги провели ряд экспериментов на лабораторных мышах. Ученые внесли в геном половины животных мутацию CMAH, аналогичную человеческой. Другая часть мышей осталась с нормально функционирующим геном. После этого грызунов кормили пищей с высоким содержание жиров.

В результате у всех мышей развилось ожирение, а их клетки приобрели устойчивость к действию инсулина. Однако у животных с мутацией гена CMAH площадь островков Лангерганса поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, сократилась на 65 процентов, а число этих островков снизилось вдвое. У мышей с нормальным геном таких изменений не наблюдалось.

Результаты работы свидетельствуют о том, что обычные животные не подходят для изучения механизмов развития диабета у людей. По словам Ким, в ходе дальнейших исследований ученые намерены выяснить, каким образом нейраминовые кислоты влияют на жизнедеятельность клеток островков Лангерганса. Ученые надеются, что понимание этих процессов поможет изменить подход к лечению сахарного диабета второго типа.

• 02.03.2011 20:47

Юрий-врач

Нда, теперь только относительно дешевый и эффективный способ генной терапии необходим и можно будет избавиться уже от многих наследственных проблем, что выяснили за последние годы.

• 03.03.2011 01:03

Аноним

Хм, что бы производители инсулина потеряли такой рынок? Заглохнет исследование. Ну или результаты его дальше лабораторий не пойдут.

• 03.03.2011 02:05

Другой аноним

Интересно. Раз мутация когда-то закрепилась, значит она была как минимум не вредная. А вполне вероятно что и полезная (в тот момент). А вредной она стала только когда человечество стало мочь позволить себе определённый образ жизни. И вот вопрос: а на что ещё влияет ген, затронутый мутацией?

• 03.03.2011 07:11

Андрей

2Другой аноним
    Большая часть мутаций не вредные и не полезные, а нейтральные. Хотя вполне возможно что эта мутация усиливала устойчивость к какой-то древней инфекции или что-то в этом роде.

• 03.03.2011 07:18

Третий аноним

Дак миллион лет назад жиров столько не жрали, особенно растительного происхождения, лазили по пальмам, были подтянуты и стройны, вот и прошла она незаметно.

• 03.03.2011 09:29

Doctor

диабет второго рода развивается на фоне печеночно-почечной недостаточности, травм затылка и позвоночника; его отличает капилляропатия, высокий уровень кортизола и холестерина; его сопровождает жировой обмен. Очень хорошо помогают программы восстановления мозгового кровообращения и лечение печеночно-почечной недостаточности. Жизнедеятельность клеток островков Лангерганса резко возрастает, если улучшить питание промежуточного мозга, убрать капилляропатию и кортизол. Тоже мне, наука!

• 03.03.2011 10:07

Вася

О! Естественный отбор сохранил полезную мутацию!

• 03.03.2011 17:41

Ирге

По поводу пользы или вреда мутации. Диабет 2-го типа - это болезнь пожилого возраста плюс избытка даров цивилизации. В древности редкие люди доживали до 40, а диабет-2 проявляется, как правило, позже. Аналогичная ситуация с гемохроматозом - избытком железа в организме.Древние викинги, у которых мутированный ген встречается наиболее часто, не страдали анемией от последствий кровопролитных войн, а до возраста, когда отказывали поджелудочная железа, мозг и проч. просто не доживали.
    Отвечу docto.Почечно-печёночная нед-сти и капилларопатия - это сопутствующие заб-я, а не причины диабета.Лечить их, безусловно, нужно. Подскажите, пожалуйста, как можно убрать необратимую капилларопатию? Это действительно революция в науке.

• 04.03.2011 02:16

Аноним

Ирге, тогда бесполезная мутация должна была исчезнуть за 2-3 млн лет, ведь конкретная мутация - исключительный случай, если она невидима для отбора, то должна исчезнуть

• 04.03.2011 09:19

Владимир Безбах

Долгое время некторые ученые считали, что ожирение и диабет второго типа плод
    не нормального образа жизни (переедание, малоподвижный образ жизни и т.п.).
    Теперь оказалось, что сахарный диабет второго типа с ожирением является генетическим заболеванием.
    Действительно, таких больных все больше и больше. Правда в этом есть и свои плюсы.
    Раз таких больных больш, то появляется и больше продуктов питания для диабетиков, а также фармкомпаниям
    рентабельнее разрабатывать противодиабетические средства.
    Может со временем таким больным станет хоть несколько легче выжить...

• 04.03.2011 13:46

Андрей

Аноним, с чего вы взяли что бесполезная мутация должна сама по себе исчезнуть? Отбор это не дяденька который чистит генотип, если мутация не ухудшает шансов особи на передачу генов потомству, то она сохранится, даже если она совершенно бесполезна.

• 09.03.2011 19:28

Батон

Неточный перевод. На самом деле CMAH катализирует превращение Neu5Ac в Neu5Gc, поэтому его инактивация приводит к отсутствию второго и сверхнакоплению первого у человека, по сравнению, например, с шимпанзе.
    В другой статье исследователи предположили, что этот ген не так просто выключен - это результат действия отбора, возможно, малярии.

Подарки из столицы планируется отправить в более чем 15 регионов России