Установлен молекулярный механизм распространения метастазов

Структура метастазина. Иллюстрация с сайта Wikimedia.org
3 апреля 2012 года, 18:13

Исследователям из Университета Гётеборга впервые удалось получить детальную информацию о роли белка метастазина в распространении опухолевых клеток, сообщает EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

С помощью рентгенолучевой кристаллографии группа под руководством Гергели Катона (Gergely Katona) впервые получила подробное изображение места соединения белков, направляющих процесс метастазирования.

Белок метастазин (за его образование отвечает ген mts1) является ключевым в процессе распространения опухолевых клеток в организме. В предыдущих исследованиях было показано, что он активируется при связывании с ионами кальция, а затем присоединяется к другим белкам и вызывает их конформационные изменения.

Одним из белков, связывающихся с метастазином, является двигательный, или моторный, белок под названием немышечный миозин.

Моторные белки обеспечивают мобильность клеток внутри организма. Связываясь с немышечным миозином, метастазин способствует распространению раковых клеток, он, по выражению ученых, "является педалью акселератора для ракового мотора".

Получить рентгеноструктурное изображение как самого метастазина, так и его связанной с кальцием формы, было возможно и прежде, но шведским ученым впервые удалось визуализировать структуру активированного кальцием метастазина с присоединенным к нему фрагментом двигательного белка.

"Это позволило нам получить информацию о структуре участков, играющих ключевую роль в присоединении к метастазину моторного белка", - поясняет Катона. По словам автора, детальное изображение двух молекул помогает понять, как происходит связывание метастазина с белком, который обусловливает мобильность клеток и, в конечном счете, распространение метастазов.

Сведения о тонкой структуре молекул, участвующих в метастазировании, очень важны для создания лекарств, которые будут блокировать специфические участки присоединения как на миозине, так на двигательном белке и препятствовать таким образом связыванию метастазина его "локомотивом".

"Метастазин и двигательный белок в настоящее время уже могут быть изображены в виде моментального снимка, а следующим этапом исследования будет создание видеоизображения того, как молекулы движутся, присоединяясь одна к другой", - говорит Катона.

• 04.04.2012 04:06

qwerty

Готенбург - нет такого города. Есть Гётеборг.

• 04.04.2012 11:44

PPP

"является газовой педалью для ракового мотора"

может "педалью газа"?

• 04.04.2012 18:38

Игнат

В Готенбурге её называют исключительно газовой педалью.

Хроническими инфекциями обусловлено около 16% всех случаев онкозаболеваний