Обнаружен механизм выживания Helicobacter pylori в желудке

Helicobacter pylori. Иллюстрация с сайта checkbook.org
22 июня 2012 года, 18:53

Группе биологов из университета штата Орегон впервые удалось выяснить, каким образом бактерия Helicobacter pylori, вызывающая язвенную болезнь желудка, избегает губительного влияния кислотности желудочного сока. Результаты их исследования опубликованы в июньском номере журнала Structure.

Изучая молекулярную структуру бактерии, ученые обнаружили, что ключевую роль в процессе выживания Helicobacter pylori в агрессивной среде играет молекула мочевины, связанная с белком TlpB. Вместе они выполняют функцию кислотного рецептора.

Причем, что особенно поразило исследователей, в случае Helicobacter pylori так называемый PAS-домен TlpB - ответственный за прием сигналов участок белка, обычно располагающийся внутри клетки - вынесен наружу в виде крошечной платформы и именно к ней крепится молекула мочевины. Такая нестандартная конструкция, по мнению авторов работы, позволяет оперативно получать сигнал об опасном для бактерии уровне кислотности окружающей среды, после чего Helicobacter pylori перемещается в более безопасный для себя участок желудка. При этом исследователи отмечают, что внеклеточное расположение PAS-домена бактериального хеморецептора обнаружено впервые.

В случае, если молекула мочевины по каким-то причинам не связывается с рецептором, бактерия, по словам одного из авторов работы, профессора биологии института молекулярной биологии университета штата Орегон Карен Гильемин (Karen Guillemin), полностью теряет ориентацию и перестает реагировать на опасный уровень кислотности.

Авторы исследования, которых цитирует Medical News Today, полагают - несмотря на то, что они пока находятся только в начале пути, выявленный механизм чрезвычайно важен для борьбы с Helicobacter pylori, чья резистентность к антибиотикам в настоящее время достигает 30 процентов.

Helicobacter pylori - грамм-отрицательная бактерия, впервые обнаруженная в 1982 году. Доказано, что она вызывает у человека язвенную болезнь и даже рак желудка. При этом Helicobacter pylori присутствует в желудках примерно половины населения земного шара и у 80 процентов ее носителей она не вызывает никаких нежелательных симптомов.

• 22.06.2012 21:18

lensflare

То есть что, надо просто надёжно связать мочевину чем-нибудь не слишком токсичным, и хеликобактеры сами передохнут? Перспективненько! Есть тут химики? Набросайте-ка парочку вариантов.

• 22.06.2012 23:07

Dizzy Cuba

Соляная кислота из желудочного сока тоже нетоксична, и с мочевиной связывается довольно легко, но только толку от этого? Любая иная кислота, Лимонная, Уксусная или Яблочная тоже с мочевиной реагировать способны, а толку-то это же ВНЕШНИЙ ХЕМО-РЕЦЕПТОР.

Пока что кроме комбинированного применения антибиотиков и висмутаз ничего эффективного для потиводействия этому "счастью" не найдено. А кроме полторы дюжины вариантов рака кишечного тракта и трёх видов язв к последствиям H. pyrlori ещё и старческое слабоумие относят - токсины производимые этой зверюкой в результате жизнедеятельности всасываясь в кровь легко преодалевают энцефалитический барьер и по прионо-подобному механизму нарушают взаимодействие белков в головном мозгу.

Правда схожий механизм воздействия на белки мозга использует и Токсоплазма, хотя стоит на порядок выше по развитию, чем бактерии.

• 22.06.2012 23:07

2 lensflare

а не проще залочить белок?

• 23.06.2012 00:06

читатель

"Доказано, что она вызывает у человека язвенную болезнь и даже рак желудка."
    ---
    откуда появилось это предложение? в оригинале статьи не было ничего такого. там было только написано - "shown to be linked with stomach ulcers and stomach cancer" - связана с возникновением язвенной болезни и рака. вызывает - это слово "causes". совершенно другой смысл. вроде не было никаких статей на то что h.b _вызывает_ эти болезни, только статистические выкладки.

• 23.06.2012 00:39

1

2читатель
    Про язвенную болезнь доказали много лет тому назад, когда интернета ещё особо не было. Доказал учёный на себе самом. И получил Нобелевку.

• 23.06.2012 15:01

Юрий

Ноги повыдернуть этой "бегающей" бактерии, выпив что-нибудь крепенькое типа спиритуса.

• 23.06.2012 16:12

хомяк

2 Юрий: последующее прободение стенки желудка и операция оправдают такой метод.

• 24.06.2012 10:33

THCCK

2 Юрий:
    А кстати, существует способ борьбы с язвой. Пациент выпивает водку и начинает особым образом перекатываться.
    2 Британским ученым:
    Сомневаюсь! Бактер не может бегать так быстро. Это не мышь!

• 24.06.2012 11:39

med

Dizzy Cuba
    link to :"к последствиям H. pyrlori ещё и старческое слабоумие относят - токсины производимые этой зверюкой в результате жизнедеятельности всасываясь в кровь легко преодалевают энцефалитический барьер и по прионо-подобному механизму нарушают взаимодействие белков в головном мозгу".
    ,pls?
    ochenno interesnaja mysl'.thanks

• 25.06.2012 13:44

скептик

как определили что "присутствует в желудках примерно половины населения земного шара",когда проводились такие исследования?

Турция сегодня представляет отличные возможности в области медицинского обслуживания