Истоки ревматоидного артрита нашли в кишечной микрофлоре

Поражение суставов при ревматоидном артрите. Изображение с сайта healthappreciation.com
5 ноября 2013 года, 14:17

Развитие ревматоидного артрита, возможно, связано, в том числе, с составом кишечной микрофлоры, в частности, с бактерией Prevotella copri. Такой вывод сделали иммунологи из Нью-Йоркского и Гарвардского университетов на основании исследований, проведенных на мышиной модели ревматоидного артрита и пациентах с этим заболеванием. Как сообщает журнал Science, работа будет в ближайшее время опубликована в журнале eLife.

Ревматоидный артрит - хроническое системное аутоиммунное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением мелких суставов конечностей. Поражаются, как правило, голеностопные суставы, суставы лодыжек, коленей и кистей рук. Какой именно фактор вызывает сбой в иммунной системе, в результате которого она начинает атаковать собственные ткани организма, до сих пор неизвестно.

Исследования, проведенные ранее иммунологом Дэном Литтманом (Dan Littman) из Нью-Йоркского университета на мышах, выявили непосредственную связь между составом кишечной микрофлоры и активацией специфических клеток иммунной системы - Т-хелперов 17 (Th17), функцией которых является защита организма от внеклеточных патогенов. Клетки Th17 являются третьим уровнем защиты, атакующим те патогены, с которыми не справились Т-хелперы других типов. В последнее время накопились научные свидетельства о ключевой роли Th17 в патогенезе аутоиммунных заболеваний. Проведенные Литтманом эксперименты показали, что уровень выработки Th17 меняется с изменением состава кишечной микрофлоры у мышей.

Позже совместные исследования, проведенные Литтманом и иммунологом из Гарварда Дайан Мэтис (Diane Mathis), показали, что триггерами, заставляющими активироваться Th17 и запускающими в итоге аутоиммунный процесс, приводящий к развитию мышиного аналога ревматоидного артрита, являются входящие в состав кишечной микрофлоры сегментированные нитчатые бактерии.

На основании этих данных группа Литтмана заподозрила, что в истоках ревматоидного артрита у людей также могут лежать населяющие кишечник бактерии. Иммунологи исследовали фекальные образцы 114 нью-йоркцев, часть из которых была здорова, часть болела ревматоидным артритом на протяжении долгих лет, а части этот диагноз был поставлен недавно. Эта группа была особенно важна как объект исследования, так как ее члены еще не успели получить терапию и, следовательно, состав их кишечной микрофлоры еще не претерпел изменения.

Было установлено, что в кишечниках 75 процентов участников группы с недавно поставленным диагнозом присутствует грамотрицательная патогенная бактерия Prevotella copri. Для сравнения, в группе пациентов, длительное время живущих с ревматоидным артритом, эта бактерия встречалась лишь в 37 процентах, а в контрольной группе - в 21 проценте фекальных образцов, что соответствует ранее определенному уровню присутствия этой бактерии в условно-патогенной флоре кишечника населения развитых стран.

Авторы предлагают несколько гипотез, объясняющих возможную связь между бактерией и ревматоидным артритом, однако выражают уверенность в том, что в истоках заболевания лежат несколько сразу факторов окружающей среды и то, как именно их сочетание запускает развитие заболевания, еще предстоит выяснить.

Стоит отметить, что этой осенью появилось сразу несколько научных публикаций, посвященных связи между чужеродными патогенными агентами и различными заболеваниями, имеющими аутоиммунную природу. Так,  команда исследователей из Weill Cornell Medical College и Rockefeller University (Нью-Йорк) сообщила о том, что нашла «спусковой крючок», запускающий развитие рассеянного склероза - почвенную бактерию Clostridium perfringens. А группа специалистов по диабету из университета Тампере (Финляндия) заявила о том, что ею выявлена группа энтеровирусов (вирусы Коксаки), непосредственно ответственная за начало развития диабета 1 типа.

• 06.11.2013 01:45

Александр

Спсибо,очень интересная статья. Единственное "но" по поводу сделанного открытия состоит в том, что миграция T-клеток в периферическую ткань происходит не абы как, а в соответствии с паттерном специфических рецепторов на их поверхности. То есть, если антиген "живет" в кишечнике, то шансы активированной T-клетки оказаться в суставе равны нулю.

• 06.11.2013 01:55

Александр

В принципе, я мог бы пополнить список ассоциаций между бактериями и болезнями человека:
    язва желудка = helicobacter pilori (доказано); псориаз = streptococcus protein M (94% случаев каплевидного псориаза)

• 06.11.2013 10:38

q

интересно: а наружная и внутренняя лодыжки анатомически разве не входят в голеностопный сустав?

Хроническими инфекциями обусловлено около 16% всех случаев онкозаболеваний