Главным резервуаром супермикробов оказалось человеческое жилье

MRSA под электронным микроскопом. Изображение с сайта commons.wikimedia.org
23 апреля 2014 года, 14:05

Резервуарами для антибиотикоустойчивых бактерий служат не только больницы, раздевалки спортзалов, казармы, тюрьмы и другие места массового скопления людей, но также частные дома и квартиры. К такому выводу пришли исследователи из Колумбийского университета, применившие методы геномного секвенирования для изучения путей распространения одного из штаммов метициллин-резистентного золотистого стафилококка (MRSA) по двум смежным районам Нью-Йорка. Результаты их работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

За последние 20 лет резко возросла доля MRSA, которого еще называют «супермикроб», среди других штаммов Staphylococcus aureus. Первоначально резистентные к большинству антибиотиков микроорганизмы превалировали среди пациентов больниц и домов престарелых, где являлись причиной инфекций крови и пневмоний. Однако позже MRSA начали выявлять в качестве возбудителя кожных инфекционных заболеваний у более широкого спектра пациентов – спортсменов, военнослужащих, заключенных. Передача инфекции происходит при близком контакте, а также при совместном пользовании предметами личной гигиены.

Авторы исследования под руководством микробиолога Энн-Кэтрин Улеманн (Anne-Catrin Uhlemann) изучили эволюционные изменения и пути распространения доминантного на территории США штамма MRSA, USA300, по северной части Манхэттена и Бронксу – двум соседним районам Нью-Йорка, где в 2009-2011 годах он стал причиной вспышки инфекций кожи и мягких тканей среди населения. Ученые секвенировали геномы 387 изолятов USA300, выделенных у 161 пациента, а также взяли пробы у контрольной группы не заболевших местных жителей того же возраста на предмет носительства ими каких-либо штаммов S. aureus. Аналогичные тесты на заражение золотистым стафилококком были проведены в отношении членов семей пациентов, их социальных контактов, а также поверхностей в их домах и квартирах. В итоге, приняв во внимание данные об историях болезни, использовании антибиотиков, географическом расположении мест жительства участников, Улеманн и ее коллеги составили карту распространения антибиотикоустойчивой бактерии по кварталам двух районов города.

Основываясь на частоте случаев однонуклеотидного полиморфизма (SNP) - отличий последовательности ДНК размером в один нуклеотид, возникающих в результате точечной мутации – в бактериальном геноме, авторы пришли к выводу, что MRSA стал эндемичным для человеческого жилья, дома и квартиры оказались главными резервуарами антибиотикоустойчивых микробов. При этом было установлено, что члены семьи постоянно обмениваются штаммами – в некоторых домах, по словам Улеманн, было обнаружено множество разновидностей USA300, что означает постоянный приток бактерий из внешних источников в местах общего пользования. Это означает, подчеркнула Улеманн, что мы не можем просто лечить пациента от MRSA, мы должны бороться с колонизацией бактериями его дома.

Было также установлено, что две трети выделенных бактериальных образцов полностью или частично устойчивы к фторхинолонам – антибиотикам, обычно назначаемым при распространенных бактериальных инфекциях. Авторы предполагают, что механизм резистентности выработался у микроорганизмов благодаря частому воздействию слишком коротких курсов и низких доз антибиотиков, практикуемому на популяционном уровне.

Напомним, что в ноябре 2013 года Европейский центр по профилактике и контролю заболеваний (ECDC) предупредил о резком росте распространенности антибиотикоустойчивых госпитальных инфекций в большинстве стран Европы в последние несколько лет. Особенную обеспокоенность специалистов ECDC вызывает распространение патогенов, резистентных к карбапенемам - классу антибиотиков «последней линии» при терапии инфекционных заболеваний. А комиссия из 26 ведущих международных экспертов тогда же призвала мировое сообщество немедленно разработать совместный план действий по выживанию человечества в условиях роста антибиотикоустойчивости бактерий.

• 23.04.2014 19:40

Southerner

В Америке вообще бытует мнение, что антибиотики - это панацея. Их использование недопустимо широко и практически бесконтрольно. Ситуацию сильно ухудшает как очень низкий уровень общих знаний у населения, так и коммерческая направленность медицины, фактически заменённой медицинским сервисом.

• 23.04.2014 21:00

реаниматолог

Не только в Америке. У меня свекр, очень даже образованный человек, очень любит головную боль лечить таблеткой тетрациклина. И помогает!

• 24.04.2014 15:01

алина

В Америке вообще странный подход к лечения простых заболеваний. Болит голова - получи рецепт на викодин. Запросто. Плохое настроение - на тебе флуоксетин. Побочные от последнего, на тебе снотворное.

• 24.04.2014 17:31

Гость

"В Америке вообще бытует мнение, что антибиотики - это панацея."

Ну не плацебо и самовнушением же лечить?

• 25.04.2014 11:09

Митяй

Похоже, что микроорганизмы приспосабливаются к антибиотикам быстрее, чем создаются новые антибиотики. Вывод простой - нужны другие методы лечения. Если не найдутся такие, значит вступит в действие процесс естественного отбора - чей организм приспособится бороться с этими бактериями, тот и выживет.

• 25.04.2014 11:27

пантера

Ребяты, кирдык!
    Если уж /комиссия из 26 ведущих международных экспертов тогда же призвала мировое сообщество немедленно разработать совместный план действий по выживанию человечества в условиях роста антибиотикоустойчивости бактерий/, то, видать, финал недалече. Прямо как 26 бакинских комиссаров.
    И будет наш голубой шарик крутиться в космосе без шустрых и надоедливых Гомо сапиенсов, а потом появятся динозавры...