Кровь долгожительницы дала ключ к разгадке тайны продолжительности жизни

Хендрикье ван Андел-Шиппер. Фото с сайта genealogie.ismijnhobby.nl
24 апреля 2014 года, 14:40

Полная расшифровка генома клеток крови женщины, умершей в возрасте 115 лет, позволила предположить, что срок жизни человека ограничен естественным затуханием процесса кроветворения из-за постепенного сокращения количества гематопоэтических стволовых клеток и укорочения теломер лейкоцитов. При этом накопление соматических мутаций в здоровых белых клетках крови, вопреки существующим представлениям, не является вредоносным для организма и не влияет на продолжительность его жизни. Работа опубликована в журнале Genome Research.

Голландка Хендрикье ван Андел-Шиппер (Hendrikje van Andel-Schipper) родилась в 1890 году, а умерла в 2005 году, в возрасте 115 лет, считаясь на тот момент самой старой женщиной планеты. До самой смерти ван Андел-Шиппер отличалась прекрасным здоровьем, а также ясным и живым умом. Согласно завещанию женщины, после смерти ее тело предназначалось для научных исследований с разрешением открытой публикации результатов. В настоящее время международная группа ученых под руководством Хенне Хольстеге (Henne Holstege) из VU University Medical Center (Амстердам, Нидерланды) занимается исследованием крови и других тканей ван Андел-Шиппер для изучения того, как именно повлиял на них столь долгий срок жизни организма.

Гематопоэтические (кроветворные) стволовые клетки – клетки костного мозга, обладающие способностью к интенсивному делению, из которых, благодаря дифференцировке и созреванию, получаются все виды клеток крови, что обеспечивает ее постоянное обновление. Бурное клеточное деление обычно сопровождается накоплением в клетках большого числа генетических мутаций. Сотни соматических, то есть не передающихся по наследству, мутаций обнаруживается в клетках крови при ее злокачественных заболеваниях, например при остром миелолейкозе, однако до сих пор было неясно, присутствуют ли такие мутации в здоровых клетках и ведет ли их накопление со временем к сокращению продолжительности жизни.

Полногеномное секвенирование позволило Хольстеге и ее коллегам обнаружить в здоровых лейкоцитах крови ван Андел-Шиппер приблизительно 450 соматических мутаций, аккумулированных в некодирующих участках генома, что обеспечило их безвредность для организма. Дальнейшее изучение несущих мутации лейкоцитов позволило авторам сделать еще одно открытие – ко времени смерти женщины абсолютное большинство белых клеток, циркулирующих в ее периферической крови, происходило от всего лишь двух активных гематопоэтических клеток, родственных друг другу (для сравнения, в норме в процессе кроветворения задействовано порядка 1000 – 1300 активных гематопоэтических клеток).

Определение длины теломер - выполняющих защитную функцию концевых участков хромосом – лейкоцитов показало, что они в 17 раз короче теломер клеток головного мозга. Известно, что теломеры укорачиваются при каждом делении клетки, это явление называется концевой недорепликацией. Их длина служит своего рода счетчиком клеточных делений: чем она короче, тем большее число делений прошло с момента рождения клетки-предшественницы. Таким образом, длина теломерных участков ДНК непосредственно связана с биологическим возрастом человека и является одним из факторов старения.

Основываясь на совокупности полученных данных, авторы предположили, что определяющее влияние на продолжительность жизни организма оказывает не накопление соматических клеточных мутаций, а естественное затухание процесса кроветворения из-за постепенного сокращения запаса гематопоэтических клеток, гибнущих в результате истощения способности к бурному делению, о чем свидетельствует резкое укорачивание теломер белых клеток крови. Для подтверждения этой гипотезы требуются дальнейшие исследования.

• 25.04.2014 09:09

r

типа периодическая пересадка костного мозга позволит крови "не стареть" что ли?

• 25.04.2014 09:45

Трансфузиолог

Теломеры лейкоцитов, это хорошо. А какова действительная причина смерти старушки? Боюсь, причина связанна с изменениями в сердечно-сосудистой системе.

• 26.04.2014 23:10

Алексей

Очень тонко продуманная реклама аферистов. Я дозвонился на фирму, телефон которой был пропечатан в инете. В итоге мне предложили купить за 55 тыс рублей коробочку. Не ведитесь на эти фокусы, Господа! Все это мы уже проходили

• 27.04.2014 19:39

Клеточка стволовая

... из-за постепенного сокращения количества гематопоэтических стволовых клеток...

На протяжении жизни в организме существуют десятки одновременно функционирующих небольших короткоживущих клонов СКК, состав которых меняется в течение 1-4 месяцев, а исчезнувшие клоны никогда больше не появляются; самоподдержание всей популяции СКК происходит за счёт непрерывно сменяющихся клонов.
    Как быть с этим?..

Прогноз дал директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Майкл Райан
Советы старшего научного сотрудника химфакультета Кембриджского университета Ульяны Баштановой
Разбираем версии происхождения нового коронавируса, существующие на данный момент.
Попытаемся максимально просто разобраться в этой теме, а заодно поговорить и про профилактику