Отличная учеба: гены решают почти все

Фото с сайта igo2uk.com
7 октября 2014 года, 16:58
Комментировать

Если вы отлично учились в школе и институте, показывали высокие результаты на экзаменах и легко преодолевали все трудности, связанные с обучением, можете благодарить за это хорошую наследственность. Результаты нового исследования, в котором были задействованы тысячи пар близнецов, продемонстрировали, что на показатели академической успеваемости очень существенно влияют, помимо уровня интеллекта, такие индивидуальные особенности, как характер, уровень личной мотивации, уверенность в себе и другие. То есть черты, в значительной степени определяемые генами.

Человечеством давно замечено, что уровень умственных способностей человека – наследственный фактор, который передается из поколения в поколение. Результаты недавних исследований подтвердили эту народную мудрость: в июне 2012 года международная группа ученых сообщила о выявлении целой генетической сети, от которой зависит уровень IQ. Были найдены 24 точечные мутации в шести генах. Все они связаны с индивидуальными различиями в структуре ключевых сигнальных путей в головном мозге и определяют скорость прохождения нервных импульсов из одной его области в другую. Эти структурные особенности головного мозга, определяющие способность к работе с новой информацией, объем кратковременной памяти, скорость реакции и так далее, то есть все то, что входит в понятие «интеллект», и передаются по наследству.

Однако, как известно, высокий IQ и отличная академическая успеваемость – далеко не синонимы. Для успешной учебы в школе требуется благоприятное сочетание множества других личностных качеств и в какой степени пятерки по всем предметам зависят от генетического профиля учащегося, было до сих пор неясно. Пытаясь разобраться в этом предмете, исследователи из King’s College London (Великобритания) привлекли к участию в своем исследовании более 11 тысяч пар идентичных и неидентичных близнецов, появившихся на свет в Объединенном Королевстве с 1994 по 1996 год.

Вместо того, чтобы сфокусироваться на уровне IQ участников, ученые провели анализ 83 различных других индивидуальных показателей. Для этого 16-летние на момент исследования подростки и их родители отвечали на множество вопросов самого разного свойства – например, насколько счастливыми молодые люди себя ощущают, насколько любят школу, насколько старательно делают уроки, и так далее. Затем исследователи совместили все эти данные с результатами, показанными каждым из участников во время экзамена на получение General Certificate of Secondary Education (GCSE). Сертификат GCSE– аналог нашего аттестата о неполном среднем образовании. Этот экзамен, включающий в себя обязательные предметы – математику, английский язык и научный блок – сдают абсолютно все британские школьники.

В итоге авторам исследования удалось выявить восемь групп личностных психологических характеристик, которые в значительной степени определяются наследственностью и в совокупности играют не меньшую роль в академической успеваемости, чем интеллект. Речь идет о таких чертах, как уверенность в себе, эмоциональное равновесие, особенности характера и поведения в различных обстоятельствах, уровень личной мотивации, способность к концентрации и так далее. Авторы оценили вклад  полученных с генами особенностей психики в результаты школьной учебы в 62 процента. А вместе с уровнем IQ генетический базис отличной успеваемости достигает 75 процентов.       

«Полученные нам данные позволяют понять, почему академические успехи детей столь различаются, - цитирует журнал Science психолога Кайли Римфелд (Kaili Rimfeld), одного из авторов опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences работы. – Оказывается, в том, насколько легко дети проходят процесс обучения, ключевую роль играют генетические факторы, причем не только уровень интеллекта, но и личностные особенности».

Осознание этого факта, подчеркнула Римфелд, еще раз указывает на важность персонализированного подхода к обучению. В идеале ученики должны расходиться по классам в соответствии с личными особенностями, где их будут учить, используя совершенно различные приемы, кому что больше подходит. Кого-то - с помощью компьютерных программ, а кого-то – через игру.  

Поделиться

Комментарии (16)

  • 07.10.2014 17:55

    Врач А.С.

    Мной тоже замечено,что материальное благосостояние,уровень образования,положение в обществе,а иногда и некоторые должности также передаются по наследству. "Сидоренкова! Вот Вы- инструктор обкома КПСС; и Ваши дети, и Ваши внуки- тоже будут инструкторами обкома, не выше"- генетик Жванецкий тоже в теме.

  • 07.10.2014 19:02

    Дилетант Александр

    "Метод близнецов" и его варианты, не позволяет полностью исключить влияние факторов обучения. Кроме того, признак может быть врождённым и влиять на интеллект, при этом не имея никакого отношения к строению головного мозга. Например, можно предположить, что к детям с одинаковой внешностью будут относиться одинаково в приёмных семьях даже с разным социальным положением. Встречают, то "по одёжке".

    Ну и, вообще, спор "врождённое/приобретённое" в настоящее время неразрешим научными методами. Хотя можно предположить, что разница у детишек отобранных у родителей, унифицированной внешностью и выращенных в ящиках Скиннера будет обусловлена только разным темпераментом (уровнем активности/гормонов).

    Кроме того, эксперименты проведённые в рамках теории П. Я. Гальперина, показали, что абсолютно любая человеческая деятельность (умственная тоже) может быть представлена в виде алгоритма, выполнение которого приведёт к успеху любого "неспособного" и "без задатков".

  • 07.10.2014 21:41

    03

    Мне,кажется, стоит не забывать, что быт определяет сознание. В семьях, находящихся на " дне " ( неофициально у нас около 40 % населения ) дети поневоле вынуждены думать вовсе не об учебе, а с этой " болоньей " системой ( " шпаргалочной " )обучения, не требующей осмысленного подхода к изучаемому предмету вырастают тупые недоросли - пример тому скандал по ЕГЭ по русскому. И если студенты 3-х курсов не могут ответить на вопрос " куда впадает Волга ? ( "В Тихий океан или в Балтийское море), или после интернатуры пишут " больной утонул в речьке ( с "Ь")- это уже деградация общества, западные инструкторы довольны , а наши твари и дальше будут продолжать вредить за подачки - идет вовсю война !

  • 08.10.2014 01:49

    me

    Дилетант Александр & 03: первый тупой, пытающийся выдавать себя за умного, по второму психиатрия плачет.

  • 08.10.2014 05:59

    Врач А.С.

    кстати,03... вопрос куда впадает Волга не так уж и прост. Куда она впадает?

  • 08.10.2014 08:37

    пантера

    Кстати, куда тогда отнести утверждение, что "природа отдыхает на детях гениев", что часто подтверждается (вспомнил ли кто-нибудь о детях Толстого, Пушкина?). Хотя, есть примеры, подтверждающие это утверждение: Дюма-сын, династия Михалковых, Бехтеревых.

  • 08.10.2014 12:01

    Дилетант Александр

    to me
    "...тупой..."

    Что меня выдало? Вроде бы я ничего отличающего от позиций советской психологии не писал. Или вы знаете способ полностью исключить влияние социального на эксперимент?

  • 08.10.2014 12:03

    Врачу А.С.

    Песню хотя бы знаменитую вспомните " Волга впадает в Каспийское море " - и душевная и элементарной географии учит, не то что идиотская " ВАУ,ВАУ, ЦЫКИ, ЦЫКИ -припев ЦЫКИ, ЦЫКИ,ВАУ,ВАУ ". Это мое мнение.

  • 08.10.2014 13:20

    Югослав

    Врач А.С.

    А куда? Разве не в Каспийское озеро?

  • 08.10.2014 13:33

    Врач А.С.

    Для Е"Г" ответ про впадение Волги в Каспий сойдёт и для тест контроля. Но...
    1.В месте слияния Кама даже превосходила Волгу (4300 воды против 3100 )
    2.Исток Камы находится выше истока Волги.
    3.Кама принимает воды большего количества рек, чем Волга, хотя площадь бассейна Волги превышает камскую.
    4.Долина Камы имеет более древнюю историю, чем долина Волги. Был период, когда древняя Кама (палео-Кама) уже существовала, но Волги еще не было.
    5.После слияния река идёт как продолжение камского русла, а не волжского.

  • 08.10.2014 13:50

    Врач А.С.

    Кстати,Югослав,чисто прикол... Когда закончилась война между СССР и Германией? Та самая.

  • 08.10.2014 14:06

    Югослав

    Врач А.С.

    Боюсь, тут даже для "ЕГЭ" не отвечу. Ибо история - не мой конек. Но, дабы не слиться безвольно, попробую угадать: вечером 8 мая 1945 года.

  • 08.10.2014 14:39

    Йо́сеф И́цхок Шне́ерсон

    "Когда закончилась война между СССР и Германией?" - вопрос сформулирован не совсем правильно. Лучше бы сформулировать его так: "Когда закончилась вторая мировая война?"
    Еще один интересный вопрос, который может вызвать много дискуссий - "Когда началась вторая мировая война?"

  • 08.10.2014 15:56

    Врач А.С.

    Югослав,ну,бросьте драматизировать. 08 мая подписан акт о капитуляции. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией» А Вторая Мировая,Йосеф, как-то слишком общее название. "Прочитав мирный договор, Фердинанд Фош заявил (и оказался прав с точностью до 2-х месяцев):
    « Это не мир, это перемирие лет на двадцать".

  • 08.10.2014 16:06

    Югослав

    Врач А.С.

    Все-таки согласитесь, что данные вопросы - скорее энциклопедического характера, то есть ответы на них можно найти в Википедии или соответствущей литературе, что в бумажном, что в электронном виде.

    На мой вкус, куда более интересно пытаться отвечать на вопросы, требующие логического мышления, порой с подключением ассоциаций, словом - такие, где надо думать, ответ на которые не найти двумя кликами мышки в интернете.

    Хотя, разумеется, к убого-шаблонному ЕГЭ такие вопросы не имеют никакого отношения.

  • 09.10.2014 13:50

    Ничего нового. Всё Высоцкий давно выяснл:

    Пускай живешь ты дворником - родишься вновь прорабом,
    А после из прораба до министра дорастешь.
    Но, если туп, как дерево - родишься баобабом
    И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

    Досадно попугаем жить,
    Гадюкой с длинным веком...
    Не лучше ли при жизни быть
    Приличным человеком?

    Так, кто есть кто, так, кто был кем,- мы никогда не знаем,
    С ума сошли генетики от ген и хромосом...
    Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
    А этот милый человек был раньше добрым псом.

От кишечных бактерий зависит не только работа ЖКТ
Организм пострадает больше, чем вы ожидаете
Пустышки не всегда безопасны для здоровья
Природа давно умеет "делать" трансгенные продукты