Выделен ген, отвечающий за размер коры мозга и наличие извилин у людей

Извилины в правом полушарии мозга мыши после внедрения гена ARHGAP11B
Иллюстрация Max Planck Institute of Molecular Cell Biology and Genetics / sciencemag.org
2 марта 2015 года, 14:03

Группа Виланда Хуттнера (Wieland Huttner) и его коллег из Института молекулярной клеточной биологии и генетики имени Макса Планка в Дрездене (Max Planck Institute of Molecular Cell Biology and Genetics) провела исследование, в ходе которого установлено, что человеческий ген ARHGAP11B увеличивает общий обьем коры головного мозга мышей.

ARHGAP11B отсутствует у мышей и шимпанзе, но обнаруживается у человека и его предков, денисовских людей и неандертальцев. Это самый активный ген при делении человеческих эмбриональных клеток. При его вставке в геном мыши у животного меняются процессы деления стволовых клеток коры — структуры, значительно более развитой у приматов (в том числе и людей) по сравнению с остальным животным миром. Ученые изучали несколько типов клеток коры головного мозга мыши с использованием флуоресцентой метки. В эксперименте количество стволовых клеток коры увеличилось почти в два раза, появились извилины. Кроме того, изменилась пропорция дифференцировки стволовых клеток.

«Это исследование — важная стадия в нашем понимании появления человеческой уникальности», — говорит Виктор Борель Франко (Victor Borrell Franco), нейробиолог Института нейронаук в испанском городе Аликанте (Neurosciences in Alicante), не принимавший участия в работе. Скорее всего, будут открыты еще несколько генов, вовлеченных в эти процессы, добавляет исследователь.