Чума возникла из-за двух мутаций в геноме бактерии

Фото Wikimedia
3 июля 2015 года, 16:55
Читать еще: чума

Ученые сообщили, что всего две мутации в геноме Yersinia pestis привели к тому, что бактерия стала возбудителем чумы. Считается, что раньше заражение бактерией вызывало легкое расстройство желудочно-кишечного тракта.

Согласно данным, представленным в журнале Nature Communications, появление одного гена, экспрессия которого приводит к образованию белка Pla, позволило бактерии заражать клетки легочной ткани. «Почти все бактериальные штаммы имеют этот ген, однако существуют некоторые так называемые пре-Pal штаммы, которые, как оказалось, не могут вызывать легочную чуму. Как только у Yersinia pestis появился этот ген, то бактерия смогла вызывать инфекцию», — рассказали соавторы исследования.

Впервые проведенная полная расшифровка генома бактерии Yersinia pestis, вызвавшей так называемую Юстинианову чуму в 6-8 веке нашей эры, и сравнение результатов с ранее полученными генетическими характеристиками возбудителей двух более поздних эпидемий показало, что эти вспышки вызваны абсолютно разными штаммами патогена и заставило предполагать у него более мощный пандемический потенциал, чем считалось до сих пор. Работа международной группы исследователей опубликована в журнале The Lancet Infectious Disease.

Кроме того, ученые показали, что мутация в этом гене привела к тому, что бактерия смогла в 100 раз эффективнее заражать клетки всего организма. По мнению авторов исследования, вторая значимая мутация возникла в геноме Yersinia pestis около 1500 лет назад. Ученые считают, что эта мутация повысила скорость распространения инфекции. «Наши данные показали, что появление гена Pal, а затем мутации, затронувшей его, способствовало формированию патогенных штаммов», — добавили авторы исследования. Таким образом, всего две мутации в геноме бактерии превратили ее в возбудителя опасного заболевания.

Without two genetic mutations, the Black Death would never have been more than a minor gastrointestinal annoyance. According to a study published Tuesday in Nature Communications, Yersinia pestis -- the bacterium that causes the three main forms of plague and has killed millions throughout history — could never have been a killer if not for these mutations, which occurred relatively recently.

The Washington Post