Ученые «починили» клетки с дефектной митохондриальной ДНК

Фото: Shutterstock
16 июля 2015 года, 11:31

Американские ученые сообщили, что смогли «починить» клетки с дефектной митохиондриальной ДНК. По их мнению, исследование, представленное в журнале Nature, — это первый этап в разработке методов лечения таких тяжелых заболеваний, как синдром Лея и атрофия зрительного нерва Лебера.

Известно, что генетический материал клетки представлен не только в виде хромосом, находящихся в ядре. В «энергетических станциях» — митохондриях — также встречаются кольцевые молекулы ДНК. При этом мутации, возникающие в митохондриальных ДНК, могут привести к развитию тяжелых заболеваний. Авторам нового исследования удалось в лабораторных условиях превратить дефектные клетки в здоровые.

Ученые знали, что среди сотен митохондрий в клетке могут быть найдены как дефектные, так и здоровые органоиды. Выращивая образцы клеток кожи, авторы исследования смогли получить клетки, в которых отношение здоровых митохондрий к дефектным находилось в диапазоне от 0% до 100%.

На втором этапе исследования ученые использовали метод, который применялся при клонировании овечки Долли: перенесение ядра соматической клетки в цитоплазму здоровой яйцеклетки. Важно, что перед проведением эксперимента ученые разрушали ядро яйцеклетки, «освобождая» место для нового ядра. Это позволило получить здоровую ткань из клеток с дефектной митохондриальной ДНК. Авторы исследования считают, что в перспективе врачи смогут использовать предложенный метод в клинической практике, но для этого требуется провести дополнительные исследования.

US scientists say they have taken the first step towards treating people born with mitochondrial diseases - debilitating genetic disorders. Their study, in Nature, showed healthy cells could be produced in the laboratory from affected patients. The team suggest future treatments could use the healthy tissues to repair the heart and other damaged organs.

BBC