Нарушение суточных ритмов повышает риск развития опасных заболеваний

Фото: Shutterstock
21 июля 2015 года, 11:37

Голландские ученые показали, что нарушение циркадных ритмов повышает риск развития опасных заболеваний, например, рака.

Несмотря на то, что ученые давно обсуждают взаимосвязь между нарушением сна и возникновением болезней, подтвердить эти данные в ходе исследований проблематично: в экспериментах, по результатам которых можно было бы определить, является ли нарушение биоритмов причиной или следствием болезней, представлено слишком много переменных.

Авторы нового исследования решили упростить эксперимент, изучив, как нарушение циркадных ритмов влияет на здоровье мышей. Для этого ученые отобрали самок мышей с генетической предрасположенностью к развитию рака молочной железы. Среди женщин к этой категории относятся те, в геноме которых наблюдаются мутации в генах BRCA1, BRCA2 или p53.

Обычно опухоли развивались у животных примерно через 50 недель, однако при нарушении циркадных ритмов новообразования появлялись на восемь недель раньше. Кроме того, масса тела мышей увеличилась на 20% по сравнению с теми животными, которые жили в нормальных условиях. «Получается, что длительные изменения в суточных ритмах являются движущим фактором при развитии рака молочной железы, увеличении массы тела, а также возникновении других метаболических нарушений»,— считает руководитель исследования Берт ван дер Хорст (Bert van der Horst).

Сотрудники Института физико-химических исследований RIKEN описали механизм, позволяющий головному мозгу «определять» время года. Согласно данным, представленным в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, в основе механизма — сезонные изменения в концентрации тормозного нейромедиатора ГАМК и хлора, который содержится в определенных нейронах.

Ученые пояснили, что механизмы регуляции циркадных ритмов, а также механизмы развития опухолей имеют много общего у человека и мышей. «Эта модель предоставляет нам новые возможности для дальнейшего изучения того, как циркадные ритмы влияют на организм», — добавил ван дер Хорст. Данные исследования представлены в журнале Current Biology.

People who work outside of the normal 9-5 schedule or experience frequent jet lag have been found to be at an increased risk for everything from weight gain to cancer, but there are too many variables involved to conduct multi-decade, controlled studies in humans to confirm whether sleep pattern disruption is a correlation or the cause. Now, researchers present the next best thing: a model that subjects mice to human-relevant circadian rhythm disturbances.

Science Daily

• 21.07.2015 16:19

Вий

Ночь для сна, а день для отдыха! Делай, как я!

"Аборт не обязательно опасен или вреден для женщин, а вот отказ в аборте – может быть таковым"