Найдены антитела, действующие против нескольких штаммов гриппа сразу

Вирус гриппа соединяется с клеточной мембраной. Иллюстрация: CSIRO / Wikimedia Commons
22 июля 2015 года, 12:54
Читать еще: вакцины, грипп

Ученые обнаружили антитела, которые способны нейтрализовать сразу несколько штаммов вируса гриппа. Авторы исследования, представленного в журнале Nature Communications, считают, что новые антитела позволят разработать более эффективную вакцину против гриппа.

Врачи рекомендуют делать прививку от гриппа раз в год. Учитывая, что в геноме вируса гриппа регулярно возникают мутации, иммунная система не может вырабатывать антитела, которые будут активны против всех штаммов инфекционного агента. Ежегодно ученые проводят исследования, называя самые вероятные мутации вируса. При этом не всегда удается определить штамм, который станет наиболее вероятной причиной заболевания. В связи с этим ученые решили изучить, может ли один тип антител действовать против нескольких штаммов инфекционного агента.

Сотрудники Вистаровского института объяснили, почему прошлогодняя вакцина против вируса гриппа оказалась неэффективной. Согласно данным, представленным в журнале Cell Reports, причиной стала мутация F159S, которая привела к замене аминокислоты в гемагглютинине на поверхности вирусного капсида.

По данным ученых, механизм работы новых антител CT149 отличается от действия других молекул, атакующих вирус гриппа. Обычно антитела нейтрализуют определенный штамм вируса, предотвращая заражение здоровых клеток. При этом CT149 связывается со стволовой частью геммаглютинина — поверхностного белка вируса, обеспечивающего его проникновение внутрь клетки. Это взаимодействие также ислючает возможность попадания инфекционного агента в здоровую клетку, однако такой механизм не обладает высокой специфичностью: CT149 эффективны против нескольких штаммов вируса гриппа.

Ученые проверили действие нового типа антител в ходе доклинических исследований. Оказалось, что введение CT149 мышам обеспечивало формирование иммунитета сразу против четырех штаммов вируса гриппа. Авторы исследования считают, что полученные данные позволят разработать более эффективные вакцины против гриппа.

Researchers have recently discovered a unique antibody that can kill several different types of the flu virus, which could help them develop more powerful flu shots, according to a study published today in Nature Communications.

Popular Science