Расшифрованы все гены, активизирующиеся после оплодотворения яйцеклетки

Двухклеточный эмбрион. Фото: Shutterstock
5 сентября 2015 года, 18:48
Читать еще: бесплодие

Жизнь человека начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы. Затем она делится надвое, после двух делений их уже четыре, потом восемь – и при рождении клеток уже миллиарды. Одной из «terra incognita» человеческого развития оставалось то, в какой очередности гены активируются после оплодотворения. Сейчас международная группа исследователей во главе с шведскими учеными из Каролинского института (Karolinska Institutet) показала, какие гены активируются в первые несколько дней после оплодотворения человеческого ооцита.

Всего у человека около 23000 генов. Исследование выявило, что только 32 из них включаются в первые два дня после оплодотворения. На третий день обнаруживается 129 работающих генов. Семь из них найдены и охарактеризованы впервые.

Для поиска новых генов ученым потребовалось разработать новый способ анализа результатов. Многие гены кодируют белки, но некоторые представляют повторяющиеся последовательности ДНК. Это так называемая мусорная ДНК, которая вопреки названию важна для регуляции экспрессии генов. Данная работа показала, что только что открытые гены могут взаимодействовать с «мусорной ДНК»,и что это необходимо для начала развития нового организма.

«Новые факторы могут быть использованы для перепрограммирования клеток в плюрипотентные стволовые клетки. Это потенциально ведет к разработке лечения многих заболеваний и, возможно, бесплодия», – говорит Ути Оватта (Outi Hovatta), профессор Каролинского института и ведущий автор работы.

An international team of scientists led from Sweden's Karolinska Institutet has for the first time mapped all the genes that are activated in the first few days of a fertilized human egg. The study, which is being published in the journal Nature Communications, provides an in-depth understanding of early embryonic development in human -- and scientists now hope that the results will help finding for example new therapies against infertility.

Science Daily