Ученые предположили, что медленный сон стимулирует иммунологическую память

Фото: agsandrew/Shutterstock.com
30 сентября 2015 года, 12:08

Более 100 лет назад ученые продемонстрировали, что сон поддерживает запоминание фактов и событий. Впоследствии было показано, что так называемый глубокий сон (фаза медленного сна) важна для перехода свежих воспоминаний в долговременную память. Сейчас в журнале Trends in Neurosciences (спецвыпуск по нейроиммунологии) группа ученых опубликовала в разделе «Мнения» статью с гипотезой о том, что глубокий сон может также усиливать иммуннологическую память о патогенах, с которыми сталкивался организм.

Иммунная система «запоминает» встречи с бактериями и вирусами, собирая фрагменты антигенов и создавая из лимфоцитов Т-клетки памяти, которые живут несколько месяцев или даже лет, чтобы помочь организму быстро распознать их и отреагировать на повторную встречу. При этом используются очень маленькие фрагменты, «суть» патогена, и при встрече с аналогичными, но не идентичными бактериями и вирусами, все равно происходит вторичный иммунный ответ.

Исследования на людях показали, что долгосрочное увеличение количества Т-клеток памяти связано с медленным (глубоким) сном в течение нескольких ночей после вакцинации. Имеющиеся результаты подтверждают идею о том, что медленный сон вносит вклад в долговременное запоминание абстрактной, обобщенной информации, что приводит к адаптивному поведению и иммунным ответам. Очевидный вывод: недостаток сна может повысить риск развития инфекционных процессов.

Авторы считают, что необходимо исследование того, какая информация отбирается для хранения во время сна, и как происходит этот отбор. «Чтобы разработать эффективные вакцины от ВИЧ, малярии и туберкулеза, которые работают на основе иммунологической памяти, должна существовать корректная модель этой памяти. Мы надеемся, что сравнение концепций нейронной и иммунологической памяти позволит создать такую модель иммунологической памяти, которая интегрирует все доступные экспериментальные данные и послужит основой разработки вакцин», – говорит ведущий автор исследования Ян Борн (Jan Born) из Тюбингенского университета (University of Tuebingen).

More than a century ago, scientists demonstrated that sleep supports the retention of memories of facts and events. Later studies have shown that slow-wave sleep, often referred to as deep sleep, is important for transforming fragile, recently formed memories into stable, long-term memories. Now, in an Opinion article published September 29 in Trends in Neurosciences, part of a special issue on Neuroimmunology, researchers propose that deep sleep may also strengthen immunological memories of previously encountered pathogens.

EurekAlert!