«Это не потемкинские деревни, а симуляционный центр»

МСЦ городской клинической больницы имени С.П. Боткина
6 ноября 2015 года, 17:01
Комментировать
Читать еще: робот

В Боткинской больнице подвели первые итоги работы медицинского симуляционного центра (МСЦ). За месяц, прошедший с момента открытия Центра, здесь повысили свою квалификацию более 100 столичных медиков, рассказал на прошедшем в больнице выездном заседании профильной комиссии Мосгордумы главврач больницы Алексей Шабунин.

Виртуальные клиники

Симуляционные центры появились в мире с середины 90-х годов. Они позволяют оттачивать навыки профессии в условиях максимально близких к реальности на воспроизводящих анатомию и физиологию живых пациентов на роботах-симуляторах. Наиболее активно симуляционное обучение используется в американской медицине.  В России первый виртуальный хирургический симулятор появился в 2002 году. Сейчас в нашей стране работает около 20 крупных МСЦ. Новый центр в ГКБ имени Боткина  – самый современный из них. 

Созданный по принципу многопрофильной «виртуальной клиники» МСЦ разместился в корпусе №22 на площади более 2 тыс. квадратных метров. В нем – более 110 высокотехнологичных манекенов-имитаторов и тренажеров и более 20 отделений для обучения врачей и среднего медперсонала по 50 различным направлениям – от родовспоможения до операций на открытом сердце. Среди имеющихся: отделения акушерства и гинекологии с родовым залом, неонатологии, ортопедии и травматологии, лапароскопической и роботической хирургии, хирургии головы и шеи, урологии и андрологии, инструментальной и эндоскопической диагностики, реанимации и интенсивной терапии, анестезиологии, медицины катастроф.

Последнее отделение, в частности, имитирует сложный случай техногенной катастрофы на транспорте, здесь отрабатываются сценарии оказания экстренной помощи при тяжелых травмах, как для медиков, так и для спасателей.

Роботы-симуляторы способны дышать, у них бьется сердце, работают выделительные функции, с ними может произойти любая ситуация, требующая медпомощи. Кроме того, такие «пациенты» полностью воспроизводят и восприимчивость к лечению – виртуальный организм робота реагирует на лекарства, и другое лечение: у него повышается температура, давление, учащается пульс и дыхание. Все данные выводятся на экраны мониторов, а любую манипуляцию врача фиксирует электронная система.

Робот, предназначенный для обучения технике проведения наркоза в условиях операционной, способен потреблять кислород, лекарственные газы и закись азота и выделять углекислый газ. В отделении неонатологии, где отрабатываются навыки реанимации новорожденных, у робота-грудничка в зависимости от насыщения кислородом розовеют посиневшие конечности. А всего здесь отрабатываются более 60 экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть с новорожденными.

Читайте еще:

В медицинском технологическом симуляционном центре токийского университета Дзютэндо уже установлены специальные тренажеры для отработки техники проведения лапароскопии и эндоваскулярных операций, а также аппарат для обучения гистероскопии. В ближайшее время в университете установят еще семь подобных приборов, разработанных казанской компанией «Эйдос-Медицина».

В виртуальной клинике есть также современные тренажеры для проведения диагностических исследований любых органов. Но больше всего здесь симуляторов для отработки всех этапов хирургических вмешательств. Хирург начинает работать, и на экране монитора появляется реалистичная картинка операционного поля – органы пульсируют, сосуды кровоточат. При этом врач не только видит результат своего вмешательства, но и чувствует в руках отдачу от виртуального организма. 

Учебный процесс

Как рассказал Шабунин, МСЦ предназначен для профессионального постдипломного обучения врачей и медицинских сестер всех уровней квалификации и всех специальностей. На данный момент продолжительность курса – неделя. Курсанты проходят все три этапа обучения: теорию, работу на симуляторах и в операционной. С ними занимаются преподаватели и профессора 23 кафедр четырех федеральных медицинских вузов. «В первых группах мы занимались персонально с каждым курсантом, и будем стараться поступать так и дальше», – пообещал Шабунин.

Во время обучения отрабатываются не только стандартные случаи – медики сталкиваются с осложнениями и особым течением болезней. Сложный программно-аппаратный комплекс управления МСЦ позволяет записывать процесс (каждое действие врача фиксируется в системе) и затем проводить «разбор полетов» – анализировать действия, как отдельных специалистов, так и всей медицинской бригады.

По словам Шабунина, МСЦ проводит обучение и с учетом пожеланий городских ЛПУ. Так, сейчас курс по сердечно-легочной реанимации «заказала» для своих врачей 52-я больница. «Этот курс должны будут пройти все дежурные врачи больницы, – рассказал Шабунин. – Дело в том, что многие хорошие в своем деле специалисты не знают, как поступать в ситуации, когда требуется спасать человека в случае потери сознания, шока. И то, что больница направила на обучение всех врачей – это очень правильно».

По словам члена комиссии по здравоохранению Мосгордумы главврача ГКБ № 57 Ирины Назаровой, обязательное повышение квалификации врачи проходит каждые 5 лет и очень часто остаются недовольны уровнем обучения. Сейчас, по ее мнению, ситуация изменится. «Сегодня мы вновь убедилась в потенциальных возможностях центра – одного из лучших не только по уровню оснащенности современным оборудованием, но и по образовательному процессу. Очень важно, что обучение проходит практически в индивидуальном порядке, когда врач проводит манипуляции на симуляторе-роботе, а инструктор наблюдает за правильностью их выполнения. И весь этот тренинг – развитие моторных, зрительных навыков – нарабатывается без риска для настоящих больных. Это для нас самое главное».

Планы на будущее

Другой депутат, главврач ГКБ №64 Ольга Шарапова посетила, по ее словам, много симуляционных центров разных стран и знает, как они должны работать. «Наш МСЦ заслуживает всяческих похвал, это не «потемкинские деревни», а именно симуляционый центр», – заявила она, оговорившись, впрочем, что следует «усилить акушерский блок». По мнению главврача больницы, в состав которой входит роддом, ежемесячно принимающий до 1 тыс. родов, родзал МСЦ рассчитан пока больше на подготовку акушерок, в то время, как врачам нужен более высокий уровень. Шарапова предложила создать филиал МСЦ непосредственно в роддоме.

Обсуждались депутатами-медиками и возможности открытия филиалов МСЦ в поликлиниках и детских больницах города. «Все это требует серьезного финансирования, но мы готовы развивать центр», – пообещала первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Татьяна Мухтасарова.

По ее словам, бюджет МСЦ Боткинской больницы – около 150 млн рублей в год. Львиную долю этого бюджета составляют затраты на расходные материалы и используемые реальные лекарства. Кроме того, необходимо поддерживать техническое состояние дорогостоящих роботов, стоимость которых доходит до 200 тыс.

На начальном этапе Центр сможет принимать на повышение квалификации до 600 врачей в месяц. В 2016 году здесь планируют обучить около 7,2 тыс. курсантов, а в дальнейшем – довести эту цифру до 20 тыс. «Мы хотим реализовать в этих стенах все самые передовые достижения медицины, – добавила Мухтасарова. – Пусть циклы будут короткими, но на злобу дня. И у нас есть возможность для приобретения новых роботов и усложнения программ в зависимости от меняющихся потребностей».

Поделиться

Комментарии (19)

  • 06.11.2015 20:09

    реалист

    Лечение виртуальных пациентов - занятие увлекательное, но абсолютно бесполезное. Это как плаванию обучаться не в бассейне, а в компьютерной программе. Компьютерный пловец у вас плавать научиться, а вы в реальной жизни рискуете утонуть.

  • 06.11.2015 21:45

    Вован

    Симуляционные центры появились в мире с середины 90-х годов. Они позволяют оттачивать навыки профессии в условиях максимально близких к реальности на воспроизводящих анатомию и физиологию живых пациентов на роботах-симуляторах. Наиболее активно симуляционное обучение используется в американской медицине. Сейчас в нашей стране работает около 20 крупных МСЦ. Новый центр в ГКБ имени Боткина – самый современный из них.
    *
    И что? Что это дало больным? Они как умирали, так и умирают. А эскулапы носятся со своими центрами, как этот…, как его… с балалайкой. Больным нужны не изощренные центры с роботами и симуляторами, а реальная помощь врачей в излечении от заболеваний. А ее как не было, так и нет. Есть умопомрачительная трата государственных, то есть народных денег на всевозможные медицинские центры – фактически для красоты. Теперь Россия будет гордиться своими центрами, а больные россияне - умирать, как и умирали!

  • 06.11.2015 21:50

    Станислав

    В антинародной медицине так и должно быть!

  • 07.11.2015 06:34

    Индира.

    А мне кажется, для оттачивания практических навыков - это то, что нужно. Но больше это пригодилось бы студентам. Потому что, заканчивая институт, они ничего не умеют "делать руками" и учатся по плакатам прошлого века (по крайней мере, в нашем Омском мед. университете)

  • 08.11.2015 06:30

    Cмегул

    В ОМГА плакаты 70-тых, но авто для ректора супер!! А Говоров обедал в студенческой столовой! О времена!!

  • 08.11.2015 11:19

    Индира.

    И тот же ректор, будучи еще зав. кафедрой дерматовенерологии и председателем приемной комиссии в далекие 80-е, яро боролся с "тлетворным влиянием запада" и запрещал близко к институту подходить в одежде, даже отдаленно напоминающую "фирменную". Жаль академию (университет теперь) и выпускников. Рейтинг - ниже плинтуса!

  • 08.11.2015 17:01

    Док

    В общем, медицина - это все еще потемкинская деревня! Никакие центры ее не изменят!

  • 08.11.2015 17:38

    Трюфель

    200 тыс евро -это примерно 14 млн один робот. Просто заставлять ходить на практику и платить нормально преподавателям не пробовали. Проще и практичнее всю молодежь пропускать через городские морги -там и интубировать,там и смотреть подключичку куда делаешь,анатомию повторить,там и операции поделать. Дальше в деревню или малый городок на 2 года и затем ординатура .

  • 09.11.2015 09:17

    реалист

    для Индира
    Избавь вас бог от врачей и медсестер, которые учились на манекенах. Еще ни один манекен НИКОГДА не был похож на реальность. Неужели вы думаете, что можно создать такой пластик. который передаст все нюансы обычной внутривенной пункции, или плевральной пункции? Увы, увы, увы... учеба на манекенах - это симуляция бурной деятельности, а не учеба. Научиться врачебным манипуляциям (работать руками) можно только у старшего товарища и под его руководством (если он пожелает научить и показать). В былые годы, студенты курса с 3-го находили себе наставника в практической медицине, и ходили к ним на дежурства, чтобы научиться. Потом, желание студентов учиться врачебным премудростям иссякло.
    Подобные центры проблему не рашают, ибо обучившийся там человек (проверено реальностью) легко инкубирует манекен, но пасует перед реальным пациентом - и трубку правильную выбрать не может, и голову правильно выгнуть не может, и вообще попадает в пищевод.

  • 09.11.2015 18:12

    Врач А.С.

    Во как! Можно стать врачом вообще не видя живого больного,а только трогая манекен.

  • 09.11.2015 22:40

    мимо проходил

    Симуляционный центр? Ну-ну! Представьте, вы – врач, и приходит к вам пациент. То, что он тяжело болен, сомнений не вызывает: кожа да кости. И кожа-то скверная, вся в фурункулах и художественном творчестве известных мастерских. И кости какие-то сомнительные: голени саблевидные, череп башенный, рёбра чёткообразные. Волос вовсе нет, глаза смотрят в разные стороны, температура тридцать четыре с половиной градуса, если верить ИК-термометру, а пот с больного льёт ручьями. И пахнет больной прелым сеном. На вид пациенту лет сорок. С поправкой на состояние – возможно, двадцать пять. Зашевелилось уже клиническое мышление?
    Может такое ваш симулятор изобразить? А типичный диалог?
    – Что беспокоит? – спрашиваете.
    – Сам не видишь, дохтур? – и столько ненависти в этом «дохтур», что хоть сразу вешайся.
    – Болею я!
    – Давно? – уточняете вы.
    – Да разве я помню? Давно.
    Но сегодня, сегодня что беспокоит?
    – Ты что, слепой? В чирьяках весь!
    – Когда заметили?
    – Так с детства!
    Ну, как задачка?

  • 10.11.2015 08:49

    Селин

    Тут же речь идет об оттачивании (механическом) практических навыков. Все должно быть в комплексе - и живые больные, и тренажеры. Если есть такая возможность - почему бы нет. Тем более, на то чтобы на них учились , больные сей час не очень то соглашаются, права паципента, понимаете ли.

  • 10.11.2015 09:05

    реалист

    "об оттачивании (механическом) практических навыков" - именно! Наработал человек механический навык на манекене, где трахею сломать невозможно, ободрать слизистую невозможно... и пошел к живым людям. А там... у одного шея короткая, у другого язык просвет закрывает, у третьего слизистая рыхлая, у четвертого кровоточивость повышенная, у пятого склонность к бронхоспазму... А наш герой, с отработанным механическим навыком, как ломанулся!... Жуткое дело!
    И, ведь, не остановишь - у него же диплом симуляционного центра есть! Это мы лохи, а он же ОБУЧЕННЫЙ!
    Избавь меня бог от таких сотрудников, и не приведи бог попасть к подобному в качестве пациента.

  • 10.11.2015 13:20

    ДР

    В нашем городе центр работает 5 лет. Поистине потемкинская деревня. Заниматься 4 часа стоит 2 тыс. руб (за наличку)
    По безналичному- больница денег не дает. Достаточно того, что бесплатна учеба каждые пять лет. Но это теория.
    Нужны практические навыки, иначе все забывается. Последнюю интубацию на скорой делал 1.5 года назад. И то с грехом пополам. Хотя в карте пишешь вск по стандартам. Кому это выгодно??

  • 10.11.2015 18:39

    Гриша

    Надо на трупном материале работать, как раньше теорией сыт не будешь. Такие центры хоть что-то иногда приходят молодые спросят чего а их товарищи посылают иди книгу читай вот и ответ.

  • 10.11.2015 21:12

    Ирина

    А психиатрические симуляторы у них наличествуют??

  • 11.03.2016 14:22

    Павел

    Доброго времени суток всем обсуждающим новость.
    Почему-то берутся 2 крайности - или симуляторы, или пациенты. А вообще-то первое должно переходить во второе и согласованно переходить.
    Вообще я "заинтересованное лицо", т.к. занимаюсь непосредственно симуляционным оборудованием.
    Постоянно приходится обучать на нём работать. Возьмём очень простой и самый распространённый навык - СЛР, к примеру компрессионные сжатия при проведении СЛР. Для любого из Вас должно быть ясно, что данный навык даже не медицинский, его изучение начинается на ОБЖ в школе. "Как" учат СЛР в школах Вы знаете - никак.
    Вот просят меня подъехать показать как работает манекен СЛР на станцию скорой помощи северной нашей столицы. И таких выездов очень много. Работают там простые фельдшера, работают... ну там 5-10-20 лет. Все эксперты. Начинаешь показывать, привлекая к выполнению практических навыков этих спецов.

  • 11.03.2016 14:29

    Павел

    На моей памяти ни один не смог правильно руки положить. Одни на рёбра над сердцем давят, другие на мечевидный отросток, третьи вообще куда-то в область желудка. Пыхтят, руки сгибают. Освобождение дыхательных путей при СЛР вообще не знают что такое и зачем. Хорошо, просишь интубировать - промахиваются. Начинают с рвением доказывать, что, дескать, тут все не как у настоящего больного, что они, дескать, по пальцу интубируют и открытый массаж сердца в поле делали... Но стандарт выполнить не могут. Как они могут реанимировать, если не знают как и куда класть руки. Не знают как держать положение тела и рук, чтобы продолжать компрессии более полу-часа. Если в стандартную трахею силиконовую попасть с ларингоскопом не могут.
    Да, у настоящего человека все сложнее. Но если он базовый навык не освоил, как его можно допускать к настоящему больному?
    Многое из перечисленного выше - согласен, симуляторы не в состоянии имитировать. Но базовые навыки на ком отрабатывать?

  • 11.03.2016 14:35

    Павел

    Я тоже вены пунктировал сразу на больных. Но это же не правильно. Больных даже при этом никто не спрашивал.
    Я считаю абсолютно верным посыл не допускать до реального больного врача, пока все основные практические навыки не будут сданы на симуляторах.
    Не считаю только верным принцип, которому решил следовать минздрав и большинство симуляционных центров - накупить роботов. Роботы предназначены только для командной работы. Для аттестации каждого отдельного врача их использовать бессмысленно. Для отдельных навыков и даже их комплексов есть дешевые простые симуляторы, без электроники или с минимумом электроники, на которых студент и врач может сто раз проделать процедуру и на сто первый научиться. А у нас закупают дорогущие роботы (как в боткинской больнице) и отрабатывают на HPS'е базовую слр, из-за чего сломали оборудование для отработки работы в КОМАНДЕ. А сломать врачи боткинской при проведении компрессий могли робота только если они НЕ УМЕЮТ делать компрессии. Вот и все

Через полгода работа в системе маркировки лекарств будет являться лицензионным требованием.
"Аборт не обязательно опасен или вреден для женщин, а вот отказ в аборте – может быть таковым"
Хоть польза пребывания на природе давно очевидна, конкретный цифры ранее вычислить не удавалось
Курильщики лишаются зрения в два раза чаще, чем некурящие
Будьте аккуратнее с двадцать шестой чашкой