Обнаружен древнейший вокальный орган птиц

Фото: Nicole Fuller/Sayo Art
16 октября 2016 года, 10:00

Международная исследовательская группа обнаружила самый древний на сегодняшний момент вокальный орган птиц – сиринкс. С помощью сиринкса птицы были способны издавать различные звуки, как простые, так и довольно сложные.

Обнаружение сиринкса – редкая удача. Этот орган образован из хрящей, которые сохраняются гораздо хуже, чем кости. Возраст наиболее древних находок – 2,5 миллиона лет. Сиринкс же, о котором идет речь, принадлежит птицам, которые жили более 66 миллионов лет назад и были современниками динозавров.

Группа ученых из Румынии, США и Великобритании, занимавшихся раскопками в Румынии и Венгрии, обнаружила на территории нынешней Трансильвании останки травоядного утконосого динозавра, который при жизни страдал от амелобластомы, доброкачественной опухоли, локализованной в районе челюсти.

Останки птицы Vegavis iaai были обнаружены в 1992 году – предполагается, что птица внешне напоминала утку и обитала в лесах древней Антарктики. Ученые описали находку в 2005 году и именно тогда было показано, что Vegavis iaai – родственник современных уток и гусей. Присутствие же сиринкса было замечено лишь в 2013 после рассматривания – его высота не превышает 1 см.

Джулия Кларк (Julia Clarke) поясняет, что обнаружение столь древнего сиринкса – огромная удача для эволюционных биологов. Авторы изучили строение этого органа у 12 современных птиц и сравнили его со своей находкой. Они обнаружили, что ископаемый сиринкс Vegavisiaaiобладал ассиметричную форму. Они предположили, что древние птицы скорее всего умели крякать и кричать как современные утки.

Исследователям до сих пор не удалось обнаружить какого-либо подобного органа, принадлежащего динозаврам. Они склоняются к мысли, что скорее всего древние рептилии не имели сиринкса и издавали звуки иным способом – вероятнее всего с закрытым ртом.

More than 66 million years ago, a duck-size waterbird flew around the woods of ancient Antarctica, honking and calling to its mate with what is now the oldest discovered avian vocal organ on record, a new study finds.

LiveScience