«+10 к живучести»: таблетки для продления жизни уже реальнее, чем кажутся

Фото: Shutterstock/FOTODOM
16 ноября 2017 года, 17:18

Интернациональный коллектив ученых из США, Канады и Японии опубликовал результаты исследования мутации гена SERPINE1, который оказался ответственным за многие факторы возрастных изменений. «Омолаживающий эффект», который достигается благодаря этой мутации, ученые из ведущих центров изучения старения уже пытаются воспроизвести с помощью препаратов для перорального приема. Результаты исследования опубликованы в Science Advances.

В обычных условиях ген SERPINE1 отвечает за выработку белка PAI-1 (Plasminogen activator inhibitor–1), который играет ключевую роль в процессе старения организма. В ходе предыдущих исследований было установлено, что снижение выработки белка PAI-1 у животных ведет к замедлению процессов старения, снижает риск типичных возрастных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Долгое время у ученых не было возможности проверить эффективность данного метода на человеке. Но выявление данной мутации гена у локального сообщества людей в США позволило биологам подтвердить тот же эффект.

Мутация гена SERPINE1 была обнаружена у некоторых членов религиозной общины Амишей, проживающей в штате Индиана, неподалеку от города Берн. Амишы – сторонники консервативного направления в протестантизме – ведут замкнутый образ жизни, отказываются от современных технологий и стараются свести к минимуму контакты с «внешним миром». На протяжении многих поколений они вступают в брак только с единоверцами. Из-за этого их община образовала редкую «генетически закрытую» человеческую популяцию.

Челны общины с мутацией гена SERPINE1 живут как минимум на 10% дольше, чем люди без таковой. Средняя продолжительность жизни людей с этой генетической особенностью составила 85 лет, в то время как у остальных она не превышала 71 года. Кроме того, у этой группы снижен риск развития диабета, а стенки сосудов намного дольше остаются эластичными. Данные о «замедленном старении» подтверждаются и при проверке длины их теломер – концевых участков линейной молекулы ДНК, которые укорачиваются с возрастом.

«Это открытие просто ошеломило нас: мы впервые наблюдали, как один фактор, препятствующий старению, оказывает влияние сразу на несколько систем организма. То есть у этой группы зафиксированы сразу несколько «степеней защиты» от возрастных изменений: длина теломер, сохранение эластичности сосудов, уровень выработки инсулина. Все это дает им увеличенную продолжительность жизни. И они не просто живут дольше, они остаются более здоровыми – это именно тот вид долголетия, которого мы хотим добиться», - заключил доктор Дуглас Вогэн (Douglas Vaughan), один из авторов исследования, который уже 30 лет изучает проблему белка PAI-1.

Ученые считают, что прием ингибиторов белка PAI-1 может оказать схожий эффект на всех людей. Моделирование снижения уровня этого белка на генно-модифицированных лабораторных животных уже подтвердило это предположение. В 2014 году доктору Вогэну удалось с помощью экспериментального препарата продлить жизнь подопытным мышам почти в четыре раза.

Японские биологи из университета Тохоку совместно с американскими коллегами в этом году начали испытания препарата с условным названием TM5614, который значительно снижает выработку PAI-1. Формулой этого препарата для перорального приема уже интересуются фармацевтические компании, но прежде, чем «таблетка молодости» попадет в серийное производство, она должна пройти полный цикл клинических испытаний.