Резиновые уточки опасны для здоровья

Фото: Andri Bryner/Eawag
28 марта 2018 года, 16:53

Научное любопытство не знает границ: группа швейцарских и американских ученых решила проверить, насколько серьезную опасность для нашего здоровья представляют резиновые уточки и другие пластиковые игрушки для ванн.

Согласно результатам исследования, многие пластмассовые материалы, находящиеся в ванных комнатах, обеспечивают идеальные условия для роста бактериальных и грибковых колоний.

«На внутренней поверхности этих гибких игрушек обнаружены плотные колонии бактерий и грибов. Мутная жидкость, содержащая огромное их количество, попадает в воду каждый раз, когда их сжимает ребенок», - заявляют авторы.

Научная работа специалистов из Швейцарского федерального института водных наук и технологий (Swiss Federal Institute of Aquatic Science and Technology, EAWAG), Швейцарской федеральной политехнической школы (Swiss Federal Polytechnic School) и из Иллинойсского (University of Illinois) опубликована в  журнале NPJ Biofilms and Microbiomes

Авторы провели серию экспериментов с бывшими в употреблении игрушками для ванны, а также с новыми игрушками, для которых специально создали условия, имитирующие бытовое использование, в течение 11 недель. Когда на заключительной стадии ученые разрезали игрушки, «результаты оказались неаппетитными: от 5 до 75 миллионов патогенных клеток на квадратный сантиметр было обнаружено на внутренних поверхностях», - говорится в сводке отчета.

Исследователи подчеркнули, что показатели загрязненности игрушек зависели от типа используемой воды.

«Грибки обнаруживались почти в 60% настоящих игрушек для ванн и во всех контрольных игрушках с грязной водой. Потенциально патогенные бактерии были идентифицированы в 80% всех изученных нами игрушек, включая Legionella и Pseudomonas aeruginosa», - сообщают ученые и добавляют, что эти микроорганизмы часто являются причиной внутрибольничных инфекций.

Основная причина проблемы заключается в том, полимеры, из которых сделаны игрушки часто низкого качества. Когда в них попадает теплая вода, они выделяют органические соединения, служащие питательными веществами для колоний бактерий.

«Во время купания организмом человека выделяются и другие питательные вещества [для микрооргаизмов], такие как азот и фосфор, а также дополнительные бактерии, выделяются организмом человека», - говорится в исследовании. Это позволяет бактериям и грибкам стремительно размножаться внутри игрушек, которыми дети часто брызгаются, направляя струи воды, в том числе и в лицо.

«Это воздействие бактерий может усилить иммунную систему ребенка, и это было бы положительным моментом, но оно также может привести к инфекции глаз, ушей или даже к развитию желудочно-кишечных инфекций», - отметил в своем заявлении микробиолог Фредерик Хэммс (Frederik Hammes).

Нужно ли немедленно выбросить все резиновые игрушки для ванн или, как предлагают некоторые, достаточно просто закупорить отверстия в игрушках? Хаммс предлагает другой подход: необходимо ввести более жесткие правила в отношении полимерных материалов, используемых для изготовления игрушек для ванн.