Лекарства против срыгивания связали с риском аллергии у детей

ФОТО: Shutterstock/FOTODOM
3 апреля 2018 года, 17:03
Комментировать
Читать еще: аллергия

У младенцев, получавших препараты для снижения желудочной кислотности, чаще развиваются аллергии в детском возрасте. В новом крупном исследовании выдвигается гипотеза, что это связано со способностью препарата влиять на микрофлору кишечника.

Использование антибиотиков у детей раннего возраста также повышает шансы на возникновение аллергии. Это подтвердило исследование, в котором участвовало почти 800000 детей.

Ученые проанализировали медицинские карточки детей, родившихся в период с 2001 по 2013. Для этого они использовали данные Tricare, программы медицинского страхования для военнослужащих и членов их семей. Выяснилось, что 9% детей получали препараты для снижения желудочной кислотности (Н2-гистаминовые блокаторы ранитидин и фамотидин), что свидетельствует о распространенности лечения гастро-эзофагального рефлюкса в грудном возрасте.

Гастро-эзофагальный рефлюкс – забрасывание содержимого желудка в пищевод и ротовую полость. У маленьких детей он проявляется преимущество беспокойством и частыми срыгиваниями.

За четыре года более чем у половины всех детей развивались пищевые или лекарственные аллергии в виде сыпи, астмы, сенной лихорадки и других аллергических заболеваний. Исследование не смогло достоверно указать причины аллергий, но связь с антацидами и антибиотиками была поразительной.

Для детей, которым давали ранитидин или фамотидин в течение первых шести месяцев жизни, шансы развития пищевой аллергии удваивались, а риски тяжелой аллергической реакции (анафилаксии, сенной лихорадки) были на 50% выше. У младенцев, получавших антибиотики, риск развития астмы удваивался, а сенной лихорадки или анафилаксии – увеличивался как минимум на 50%.

Результаты исследования опубликованы 2 апреля 2018 года в JAMAPediatrics.

«Эти лекарства обычно считаются безопасными и уместными для применения у беспокойных младенцев, которые часто срыгивают, - говорит ведущий автор исследования доктор Эдвард Митр (Edward Mitre) из Военно-медицинского университета в Бетесде (Uniformed Services University in Bethesda), штат Мериленд, - мы должны быть немного осторожнее, назначая эти лекарства».

Интерес Митра к проблеме зародился, когда его младший был ребенком. Педиатр предложил антацид, поскольку ребенок плакал, лежа на спине. Лекарство давать малышу не стали, ведь сильного рефлюкса не было, а беспокойным он становился при усаживании.

Возможно, признают авторы исследования, могло получиться так, что лекарства давались детям, у которых уже были аллергические реакции, просто неправильно диагностированные. Но, тем не менее, столь выразительный эффект, зафиксированный учеными, это не объясняет.

Бактерии кишечника играют важную роль в состоянии иммунной системы. Митр отмечает, что антибиотики и антациды могут изменить состав микробиома (микрофлоры кишечника) ребенка. Не исключено, что этого может быть достаточно для вызова чрезмерной реакции в иммунной системе, которая проявляется как аллергия. Кроме того, Н2-гистаминовые блокаторы изменяют переваривание белка, а некоторые из них могут влиять на иммунные реакции.

Соавтор исследования доктор Кейд Нюлунд (Cade Nylund) советует родителям кормить беспокойных детей чаще, но меньшим количеством пищи за один прием.

Поделиться

Комментарии

Действие большей части препаратов, созданных до 1988 года, почти не исследовано на женщинах
Приготовление мяса и птицы «высокотемпературными» методами повышает риск развития диабета 2 типа
Возможен ли компромисс между здоровым сном и современным ритмом жизни
Государство сэкономило на развитии скорой помощи и оказании специализированной ВМП
Ожидается, что их услуги будут доступны даже в рамках системы ОМС
На рынке появляются все более и более дорогие зубные пасты, которые претендуют на решение проблемы