Ученые рассказали, каким образом сон укрепляет иммунитет

Фото: flickr.com
13 февраля 2019 года, 13:27
Читать еще: иммунитет, инфекции, сон

Хороший сон при появлении первых симптомов простуды может оказаться действительно хорошим средством борьбы с болезнью. Немецкие ученые обнаружили механизм, благодаря которому он усиливает способность организма противостоять инфекции. Их отчет был опубликован в Journal of Experimental Medicine.

Оказалось, что сон усиливает некоторое иммунные клетки, увеличивая их способность прикрепляться к инфицированным клеткам и уничтожать вирусы.

Ученые сфокусировались на Т-лимфоцитах, противостоящих инфекции. Когда лимфоциты находят клетки, инфицированные вирусом, им нужно прикрепиться к ним для их уничтожения. Для этого используется специальный клейкий белок. Авторы сообщили, что недостаток сна и длительный стресс способствуют повышению уровня определенных гормонов, которые ведут к подавлению активации указанного белка.

Если вы хотите, чтобы иммунная система была готова активно противодействовать вирусам, «достаточно спите и избегайте хронического стресса», - говорит ведущий автор исследования Стоян Димитров (Stoyan Dimitrov) из Тюбингенского университета (University of Tubingen).

Димитров и коллеги хотели проверить, подавляют ли некоторые гормоны (адреналин, норадреналин, простагландины) активацию клейкого белка, действуя на более общие механизмы.

Чтобы проверить гипотезу, они изучали человеческие клетки, зараженные цитомегаловирусом (ЦМВ). В лабораторных условиях (in vitro) было показано, что уровень гормонов оказывает ожидаемое воздействие на способность Т-лимфоцитов прикрепляться к инфицированным клеткам.

Зная, что уровень этих гормонов падает ночью, ученые завербовали 10 добровольцев, имевших антитела к ЦМВ, которые были согласны спать одну ночь в университетской лаборатории. После проведения всех необходимых анализов, ученые увидели, что у участников, которые спали, система клейких белков была лучше готова к борьбе с инфекцией, чем у тех, которые не спали.

О положительном действии сна на иммунитет ученым известно уже давно. Новое исследование указывает на еще один молекулярный механизм, благодаря которому возможен такой эффект.