Парафармацевтический рынок сегодня
16 мая 2007 года в пресс-центре ИД «Аргументы и Факты» состоялся очередной «круглый стол» в рамках национальной премии в области парафармацевтики, нутрицевтики и космецевтики «Идея Здоровья»/ Health Idea. В преддверии церемонии награждения победителей конкурса, участники круглого стола подвели итоги развития рынка в 2006 году и обсудили наиболее остро стоящие проблемы.
По данным приведенным Центром маркетинговых исследований «Фармэксперт» темпы роста продаж нелекарственной продукции через аптечные сети за 2006 год составили в среднем 40%. Аптечные сети обращают все больше внимания на нелекарственную продукцию, доля которой в их оборотах составляет от 23% до 47%. В тоже время, в отличие от Западных стран, например, США или Японии, в которых уровень потребления БАД составляет 80-90%, в России этот показатель колеблется в пределах нескольких процентов. По данным, приведенным председателем Комитета по экспертизе эффективности оздоровительных продуктов и технологий А.Н. Ореховым, количество потребителей БАД среди россиян в 2006 году составило 11,8 млн. чел. – 8,5% населения. Потенциал рынка достаточен, но существует ряд проблемных мест, о которых единодушно говорили собравшиеся за «круглым столом».
Из проблем сегмента рынка были перечислены: недостаточная информированность потребителя о возможностях использования для поддержания своего здоровья нелекарственных средств (биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов, продуктов функционального питания и пр.), и как следствие негативное отношение к рынку в целом; хаотичность рынка, неотрегулированность вопросов сертификации БАД и других нелекарственных средств, а так же сложности с применением нововведений в законодательстве, касающемся, в частности, спиртосодержащих препаратов; снижение эффективности рекламы в продвижении продуктов этой категории; сложности в диалоге с государственными структурами, контролирующими и регулирующими данный сегмент рынка.
«В ситуации, когда есть тенденция делегировать регуляторные функции на рынке, самоорганизующимся и саморегулирующимся образованиям, особенно важна роль различного рода ассоциаций и самих участников рынка, - отметил Олег Петрович Фельдман, Генеральный директор «Комкон-Фарма». – Сверху не всегда видны нюансы и проблемные места. Роль диалога многократно возрастает. Тем более актуально проведение подобного рода «круглых столов» и дальнейшее укрепление позиций национальной премии «Идея здоровья», в качестве площадки для контактов заинтересованных лиц и инструмента формирования положительного имиджа рынка и его участников».
В этом году национальная премия в области укрепления здоровья и повышения качества жизни «Идея здоровья»/ Health idea присуждается во второй раз. Свое отношение к проводимому в рамках конкурса «круглому столу» озвучила Наталья Сергеевна Прокопьева, Директор Московского представительства фармацевтической компании «Эвалар», прошлогоднего победителя в номинации «Производитель года»: «Наша компания второй год подряд принимает участие в "круглом столе" посвященном особенностям развития рынка нелекарственных средств. Для нас это очень серьезное, значимое мероприятие. Мы расцениваем его как возможность поговорить с операторами рынка, выйти на диалог с государственными регулирующими органами, которые работают на рынке БАД. 2006 год был богат на различные законодательные изменения, которые не совсем положительным образом сказались на деятельности участников рынка. Круглый стол одна из возможностей обсудить наболевшие проблемы и что-то изменить в перспективе».
Функции Исполнительной дирекции национальной премии в области укрепления здоровья и повышения качества жизни «Идея здоровья»/ Health idea, проходящей при поддержке Института питания РАМН РФ, Ассоциации БАД, Комитета по экспертизе и эффективности оздоровительных продуктов и технологий, компании «Комкон-Фарма», Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», Ассоциация производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии, возложены на коммуникационное агентство «Коннекта».
«Я считаю, что та работа, которая проводится агентством «Коннекта» в рамках национальной премии «Идея здоровья» очень значима и важна для российского рынка парафармацевтики, - прокомментировал Сергей Юрьевич Лешков, Генеральный директор «Фармацевтической компании Экомир». – Рынок парафармацевтики России и особенно рынок БАД испытывает в настоящее время значительные трудности, связанные с хаотичностью многих процессов и недостаточно прозрачным регулированием этого рынка, что порождает крайности в отношении к БАД, как со стороны специалистов, так и со стороны рядового потребителя. Я расцениваю это как «болезнь роста», наш рынок достаточно молод, всего 15 лет, и та работа, которая проводится, крайне необходимая составляющая усилий направленных на формирование и развитие рынка в более цивилизованных рамках. Наше партнерство - абсолютно сознательная политика, мы поддерживаем и готовы принимать участие в любого рода инициативах направленных на то, чтобы сделать российский рынок парафармацевтики более структурированным и прозрачным».
По мнению Вячеслава Арташесовича Исаева, Президента ассоциации отечественных разработчиков и изготовителей БАД к пище и специализированных продуктов питания, вопросов для обсуждения специалистами остается еще достаточно. «На мой взгляд, была очень интересная и познавательная встреча, подытожил Вячеслав Арташесович. - Роль аптечного канала распространения БАД и других нелекарственных средств будет только возрастать, как это случилось в свое время за рубежом. Обсуждение правовых вопросов, системы сертификации и других спорных моментов замечательно тем, что в дискуссии рождаются решения так или иначе устраивающие всех. Идет непрерывное продвижение вперед. Важно выработать единые для всех правила игры».