Пессимизм россиян в отношении системы здравоохранения нарастает
Опрос ВИЦОМ, показал, что 57 процентов респондентов не удовлетворяет качество бесплатного медицинского обслуживания. И хотя 41 процент придерживаются противоположной точки зрения, сравнение с данными трехлетней давности убедительно демонстрирует растущий в обществе пессимизм в отношении системы здравоохранения.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного проблемам реформирования системы здравоохранения. Как показывают данные исследования, 57 процентов респондентов не удовлетворяет качество бесплатного медицинского обслуживания. И хотя 41 процент придерживаются противоположной точки зрения, сравнение с данными трехлетней давности убедительно демонстрирует растущий в обществе пессимизм в отношении системы здравоохранения.
Негативные оценки более характерны для респондентов, пользующихся детскими медицинскими услугами (63 процента), в меньшей степени – для пенсионеров (52 процента). Просматривается зависимость между позитивными\негативными оценками и уровнем материального положения респондентов: уровень удовлетворенности качеством бесплатной медицины тем ниже, чем более материально обеспечены респонденты.
Более половины опрошенных (59 процентов) указали, что за последнее время прибегали к платным медицинским услугам, в том числе 52 процента пенсионеров и 70 процентов лиц, имеющих несовершеннолетних детей. В том числе 13 процентов пенсионеров и 17 процентов родителей пользуются такими услугами часто, а 48 процентов пенсионеров и 30 процентов родителей – никогда не пользовались.
Набор наиболее востребованных платных услуг носит скорее «вынужденный» характер, то есть это услуги, которые либо невозможно получить в бесплатных медицинских учреждениях, либо крайне затруднительно, например, в случае, консультаций врачей-специалистов. Работает и другой фактор: респонденты, имеющие детей, несколько чаще обращаются к услугам платной медицины, рассчитывая на более высокий уровень профессионализма врачей и определенный сервис и комфорт при получении платных услуг (возможность не стоять в очередях, быстро получить результаты анализов и др.).
Каким должно быть здравоохранение в России? 65 процентов опрошенных полагают, что бесплатным. Такой точки зрения придерживаются 72 процента респондентов пенсионного возраста, а 26 процентов опрошенных из этой группы настаивает на сосуществовании платных и бесплатных медицинских услуг. Почти противоположная картина складывается в группе лиц, пользующихся услугами детских лечебных учреждений: 55 процентов выступают за сосуществование двух видов услуг и только 41 процент считает, что медицина в России должна быть в основном бесплатной.
Результаты опроса свидетельствуют о необходимости дальнейшего качественного улучшения общественного здравоохранения и развития механизма возмещения затрат на медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение.
Опрос ВЦИОМ проводился среди пенсионеров и родителей, имеющих детей до 14 лет, которые являются основными целевыми группами российской бесплатной медицины 30 марта – 4 апреля 2005 года. Опрошено 1440 человек в 18 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента.