Портреты голливудских «звезд» помогли прояснить работу головного мозга
Международная группа исследователей изучила поведение отдельных нейронов (нервных клеток) головного мозга при распознавании лиц, используя измененные с помощью компьютера изображения лиц знаменитостей. Оказалось, что главную роль в этом процессе играет осознанное субъективное восприятие, а не визуальные стимулы, то есть люди распознают окружающих, полагаясь не на их реальный внешний вид, а на свое представление о нем. Работа опубликована в журнале Neuron.
Анджелина Джоли плюс Халле Берри
В ходе эксперимента ученые во главе с профессором Родриго Кирога (Rodrigo Quian Quiroga), директором Центра нейробиологических исследований Лестерского университета (Великобритания), демонстрировали участникам изображения лиц различных известных людей, параллельно регистрируя специфическую активность отдельных нейронов в срединной доле височной коры головного мозга (области, связанной с распознаванием лиц). Людям показывали эти портреты вперемежку с искусственно созданными «миксами» - совмещенными на компьютере изображениями этих же знаменитостей. Например, фото Анджелины Джоли совместили с фото Халле Берри, Умы Турман – с Николь Кидман, Арнольда Шварценеггера - с Сильвестром Сталлоне, Вупи Голдберг – с Бобом Марли, Билла Клинтона – с Джорджем Бушем и так далее. Участников просили ответить, кто изображен на таких «двусмысленных» портретах.
Ума Турман плюс Николь Кидман
Оказалось, что в абсолютном большинстве случаев специфическая нейронная реакция на совмещенное изображение была такой же, как и на «одиночные» портреты. Например, если человек увидел фото Анджелины Джоли, а затем – «микс» из портретов ее и Халле Берри, то он автоматически считает, что видит изображение Джоли. Поведение нейронов в головном мозге при этом с точностью отражало это субъективное решение – характерная для фото Джоли реакция наблюдалась и в случае искажения ее портрета. Таким образом, делают вывод авторы, нейроны реагируют не на визуальные стимулы, а на осознанное субъективное восприятие, то есть человек видит то, что хочет видеть.
«Мы постоянно находимся под давлением очень разноплановой и неоднозначной сенсорной информации, и мозг должен непрерывно принимать решения, базируясь на таких ограниченных данных. Мы узнаем лицо друга, не разбирая отдельных черт. Нейроны, как показали результаты нашего исследования, реагируют именно на субъективное восприятие объекта наблюдения, а не на то, что мы действительно видим», - прокомментировал итоги работы профессор Кирога, добавив, что они, в принципе, отсылают к философии Аристотеля, который говорил о том, что люди создают объекты внешнего мира у себя в уме и судят о них, полагаясь на эти фантомы, а не на реальность.