Corp

Психологическая поддержка онкологических больных: как наладить диалог между врачом и пациентом

5 минут
Более 150 врачей-онкологов Омска и Омской области приняли участие в семинаре «Психологические аспекты онкологической помощи больным», прошедшего на базе БУЗОО «Клинического онкологического диспансера» и организованного фармацевтической компаний Лилли.
 
Постановка диагноза онкологического заболевания – это большой психологический шок как для пациента, так и для его родных. Наряду с этим у больных возникает целый ряд проблем, связанных с социальной адаптацией и оказывающих значительное влияние на качество жизни и приверженность лечению. Зачастую осознание неблагоприятного прогноза приводит человека к тяжелой депрессии, серьёзно усложняющей как реакцию на болезнь, так и непосредственно её течение.  О том, почему врачам-онкологам так важно уметь налаживать с пациентом грамотную коммуникацию, а также о способах достижения этой цели и механизмах выстраивания психологической защиты и шла речь во время семинара. 
 
Вьюшков Дмитрий Михайлович, главный врач БУЗОО «Клинический онкологический диспансер»: «БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» сегодня – одно из крупнейших лечебно-профилактических учреждений Омской области, оказывающих  высококвалифицированную помощь больным со злокачественными новообразованиями практически всех локализаций, за исключением опухолей центральной нервной системы  и органов зрения. В онкологическом диспансере работает более 1210 человек, в том числе  214 врачей и 445 специалистов со средним медицинским образованием. Среди врачей – 2 доктора и 15 кандидатов медицинских наук. Более 18 тысяч пациентов в год не только из Омска и омской области, но и всей Сибири, Республики Казахстан получают своевременную и высококвалифицированную помощь специалистов БУЗОО «КОД».  На сегодняшний день проблема психологической поддержки онкологического больного представляет собой один из наиболее интересных и важных аспектов терапии. Наша задача помочь пациентам и их близким в преодолении самого широкого спектра психологических проблем, в том числе и зачастую ошибочного восприятия диагноза «рак» как смертельного приговора. Для нас это не менее важный аспект работы с пациентами, чем модернизация  системы специализированной онкологической помощи, ранней диагностики онкозаболеваний, повышения уровня информационно-технического обеспечения деятельности онкологической службы».
 
Лали Михайловна Когония, д.м.н., профессор кафедры онкологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, профессор кафедры «Паллиативная терапия» Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова: «Человек, попадающий в ареал внимания онкологов, испытывает очень серьёзные психологические нагрузки, так как ему, конечно, крайне сложно смириться с поставленным диагнозом. Само слово «рак» подразумевает неизбежный фатальный исход заболевания и субъективно непереносимые условия жизни, несмотря на то, что большинство форм раковых опухолей в наши дни поддаются лечению. В этой связи перед лечащим врачом встаёт задача не только максимально полно рассказать пациенту о заболевании и эффективности будущего лечения, но и поддержать его морально, уберечь от депрессии и постстрессовых расстройств и, тем самым, начать процесс терапии до наступления угрожающих жизни симптомов». 
 
К основным тревогам онкологических больных, как правило, относятся страхи, связанные с социальной адаптацией, снижением качества жизни, а также чувство обречённости и страх перед фатальным исходом. При этом многие больные считают, что не обладают достаточными знаниями о своём диагнозе, а также о том, как следует вести себя в быту.  
 
Лали Михайловна Когония: «Данные социологического опроса, проведённого нами на базе  ГУЗ ОД №2 г. Москвы, в котором приняли участие 535 человек, показали, что чувству страха и обречённости наиболее подвержены люди пожилого возраста. Трудоспособные пациенты тревожатся о перспективе с работой; многие испытывают трудности из-за отсутствия информации по социальным льготам и по оформлению инвалидности. При этом очень показательным является то, что более половины респондентов (46,6%) считают, что не обладают достаточной информацией о заболевании и желают получать дополнительную информацию от лечащего врача». 
 
Несмотря на желание пациентов, донесение до них информации должно производиться очень аккуратно с учётом психологических особенностей и личности конкретного человека. Получив информацию о том, что его жизнь находится под угрозой, человек переживает ряд последовательных психологических стадий, продолжительность и степень выраженности которых очень индивидуальна. В соответствии с тем, в какой стадии находится пациент в данный момент, врач должен корректировать свою психотерапевтическую тактику.
 
Лали Михайловна Когония: «Сообщение больному «плохих» новостей должно происходить на основе базовых принципов. Прежде всего, следует помнить, что источником информации для пациента должен быть только его лечащий врач. После того, как врач понимает, какой объем информации хочет получить пациент, ему следует сообщить больному о подтверждённом диагнозе, используя предельно понятную терминологию. Это даёт специалисту уверенность в том, что пациент получил верное понимание своего диагноза. Разговор должен проходить в удобном, защищённом от посторонних лиц месте, чтобы больной имел возможность без стеснений выразить свои эмоции. При этом врачу крайне важно поощрять подобное выражение чувств и реагировать на эмоции  пациента с сопереживанием». 
 
Помимо соблюдения базовых принципов, разговор с пациентом должен строиться, исходя из так называемого «метода десяти шагов». Первый шаг позволяет врачу получить как можно больше информации о человеке и его болезни, определить, кто именно должен присутствовать при разговоре. Далее необходимо понимание того, что именно больной знает о своей болезни и хочет ли он узнать о ней больше. Следующие шаги дают возможность либо отказаться от продолжения разговора, либо приступить к дальнейшим объяснениям, обсуждениям чувств и эмоций, планированию лечения и обсуждению прогнозов.
 
Лали Михайловна Когония: «Обсуждение прогнозов развития заболевания предполагает совместное принятие решения врачом и пациентом о проведении дальнейшего лечения. В этой связи врачу также очень важно выбрать грамотный способ донесения информации. Реалистически поданная информация о заболевании и шансах на выживание подходит не всем пациентам, т.к. не все готовы/хотят знать реальную картину. В этом случае более уместным является так называемая оптимистичная подача информации с целью обнадёжить пациента. Однако следует всячески избегать подачи ложных надежд, чтобы исключить потерю доверия со стороны пациента при ухудшении состояния его здоровья».
 
Крайне важным аспектом в коммуникации между онкологом и пациентом является профилактика синдрома эмоционального выгорания и появления у врача чувства личной отстранённости от своего больного, ведь активно общаясь с различными людьми, врач полностью принимает на себя их психологические проблемы. 
 
Врачи, работающие с онкологическими больными, испытывают огромный психологический прессинг, поэтому им совершенно необходимо научиться ограждать свою психику от стрессовых ситуаций. Для того чтобы защитить свою психику от получения излишних негативных эмоций, необходимо проводить регулярную психологическую профилактику, а именно, работать над улучшением навыков борьбы со стрессом после критического события, делать физические упражнения, выделять адекватное количество времени для сна, регулярно отдыхать, обучаться техникам релаксации, умению разделить с пациентом ответственность за результат а также умению уменьшать ложные ожидания.
 
Психологическая поддержка необходима больному на всех этапах болезни – от постановки диагноза до периода реабилитации и восстановления, а также при её тяжелом течении и неблагоприятном прогнозе. Итоговые результаты терапии во многом зависят от того, каким образом будет оказана данная поддержка, поэтому только грамотно выстроенная коммуникация между врачом и пациентом позволит увеличить шансы на благоприятный исход лечения. 
 
Справка о компании
 
Лилли – ведущая инновационная фармацевтическая корпорация, которая вот уже более 135 лет остаётся приверженной разработке препаратов, помогающих значительно улучшить качество жизни пациентов. Инновационные продукты компании направлены, прежде всего, на удовлетворение медицинских потребностей пациентов в области эндокринологии, онкологии, психиатрии, неврологии и урологии. Лекарственные препараты Лилли представлены в 125 странах.
 
Дополнительная информация:
 
Екатерина Котова, kotovs@cros.ru, тел. +7 (926) 852 6120
 
Александра Жукова, Zhukova_Alexandra@lilly.com, тел. +7 (985) 265 8911
 
5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати