СОБЫТИЯ: Выступление президента Группы компаний РЛС® Г.Л. Вышковского на Тверском социально-экономическом форуме
Предлагаем вашему вниманию доклад президента Группы компаний РЛС®, доктора экономических наук, профессора Геннадия Леонидовича Вышковского на Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» по теме «Построение единого информационного пространства в сфере лекарственного обеспечения на основе глобальной гармонизации региональных систем нормативно-справочной информации (НСИ)». Мероприятие проходило под эгидой Администрации Президента Российской Федерации, администрации Тверской области, Института современного развития и Ассоциации менеджеров в г. Тверь 30 июня — 1 июля 2011 года.
Построение единого информационного пространства в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения на основе глобальной гармонизации региональных систем нормативно-справочной информации
Президент Группы компаний РЛС®, д.э.н., проф. Г.Л. Вышковский
Одним из путей повышения эффективности системы здравоохранения и лекарственного обеспечения является создание федеральной системы нормативно-справочной информации (НСИ). Об этом свидетельствует мировой и отечественный опыт, подтверждающий, что повышение эффективности функционирования больших корпораций удавалось добиться за счет объединения и гармонизации основных кодов, классификаций и справочников, используемых в автоматизированных системах отдельных субъектов корпораций.
Ведущие интеграторы предлагают внедрение корпоративных систем НСИ под ключ. На запрос в Интернете «Корпоративная система управления нормативно-справочной информацией» мы можем получить основных заказчиков таких систем. Сегодня — это крупные и очень крупные предприятия (такие как Норильский никель, Росатом, Газпром нефть, Татнефть, группа компаний Протек и многие другие). Внедряют эти системы и государственные структуры (Министерство информационных технологий и связи РФ, Правительство Москвы, Министерство образования и науки РФ, ГОЗНАК, Министерство обороны РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и другие). Минздравсоцразвития РФ почему-то среди них нет.
Компании, вложившие деньги во внедрение корпоративных НСИ, достаточно быстро отбивают потраченные, как правило, немалые средства (от 60 млн до 600 млн рублей при цене каталогизации одной номенклатурной позиции от 60 до 300 рублей; в отраслевом словаре размешено около 100–200 тыс. номенклатурных позиций).
Без внедрения системы НСИ (по сути единого языка общения) нельзя построить единое информационное пространство (ЕИП). Вспомним, что в п. 2 Решения Минздравсоцразвития РФ от 22 декабря 2010 г. было предписано создать до 1 января 2012 года на федеральном уровне единую систему нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, обеспечив возможность оперативного доступа через медицинские информационные системы к соответствующим регистрам и классификациям. Кому-то известно что-нибудь о ходе реализации этого поручения?
Кроме того, в п.6.1. утвержденной Минздравсоцразвития РФ Концепции под названием «Сегмент централизованных общесистемных компонентов единого информационного пространства в здравоохранении» написано по этому поводу, что в состав сегмента входит (среди прочих) «подсистема ведения реестра нормативно-справочной информации, словарей медицинских терминологий и регистра электронных документов». Уже не система, а просто реестр, и это меняет дело. Это означает, что на систему, которая является базовой (фундаментальной) для построения ЕИП в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, не будет выделено средств, а, следовательно, никакого ЕИП построено не будет.
Что же получается, в смежных отраслях эти системы уже внедрены, на каждую из них потрачено не менее 60 млн рублей, а в здравоохранении мы не можем освоить отпущенные правительством государственные средства на решение важнейшей задачи, от которой зависит, быть новому, модернизированному здравоохранению или не быть?
Если система НСИ (по определению) — платформа для любой автоматизированной системы, то не могут все региональные НСИ стоять на одной платформе Минздравсоцразвития РФ, как это предписывает руководящий документ. У каждой из них уже есть своя платформа, другое дело, что они должны быть совместимы (гармонизированы). Но как их практически совместить? Это еще одна задача. Новая. До настоящего времени такая задача никогда не решалась в здравоохранении, и для ее решения нужно предусмотреть финансирование!
В этой связи возникают следующие простые, но важные вопросы:
1. Почему в рекомендациях регионам нет упоминаний о необходимости создать региональную систему НСИ и следовать регламентам по ее сопровождению?
2. Почему в упомянутой Концепции нет пунктов по созданию и ведению единых кодов системных объектов и их предоставлению по требованию интеграторам для создания региональных и муниципальных систем НСИ?
3. Почему в рекомендациях регионам не предусмотрены работы по гармонизации международных стандартов с отечественными, направленные на создание федеральной системы НСИ и обмен данными с региональными системами НСИ?
4. Почему в стране не ведется реестр вводимых в оборот серий лекарственных упаковок, хотя на каждой потребительской упаковке она есть и в соответствие с приказом Минздравсоцразвития РФ № 1222н от 4 февраля 2011 года каждый оптовик обязан ее хранить в своей базе данных?
5. Почему в ГРЛС нет всех штрих-кодов зарегистрированных и разрешенных к применению потребительских упаковок, хотя они должны присутствовать на каждой поступающей в товаропроводящую сеть лекарственной упаковке (см. 61-ФЗ)?
6. Почему не ведутся реестры уникальных идентификаторов производителей и других субъектов фармрынка, участвующих в обороте лекарств? И, наконец, последний вопрос:
7. Почему ГРЛС не совместим с Государственным реестром цен, Списками лекарственных средств, подлежащих к изъятию из аптечной сети, и другими многочисленными реестрами, предназначенными для учета и контроля оборота лекарственных средств по программе ДЛО?
Совершенно очевидно, что задача учета бумажных, электронных и других медицинских карт пациента — того же порядка. Получается, что ЕИП нет и в самом министерстве.
С чего же начать?
Посмотрите, как в природе естественным образом создается система из системных объектов. При этом образуется код для связки — рука объекта, а описание самого объекта имеет структурную, синтаксическую и семантическую природу.
Следуя природным закономерностям, мировые стандарты (МКБ, ISO, HL7, LOINC, GS1 и другие) используют кодирование словарных статей, рубрик основных словарей и классификаций для осуществления их гармонизации между различными системами здравоохранения и лекарственного обеспечения. При этом особое внимание уделяется кодированию «системных объектов сферы здравоохранения» (имеющих жизненный цикл). Их перечни представляют собой «живые реестры» объектов (участвующие в момент их использования в обращении в сфере здравоохранения). К ним относятся пациенты, медицинский персонал, медицинские изделия и медицинские услуги, производители, продавцы и другие субъекта сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Поэтому, первым шагом в направлении создания ЕИП сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения, на наш взгляд, должно быть определение кодов основных системных объектов и правил их написания. Исходя из логики построения систем, с учетом мировых стандартов, в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения следует определить единые для страны коды записей, входящих в реестр медицинских карт пациентов, реестр медицинских работников, реестры медицинских изделий и медицинских услуг, реестры производителей и других субъектов сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения.
На втором шаге следует сформулировать основной принцип кодирования идентификаторов системных объектов, который состоит в следующем: правила кодирования идентификаторов системных объектов должны быть открытыми и позволять любому участнику ЕИП записать код отдельно взятого системного объекта (при наличии его параметров) без привлечения какой-либо организации — хранителя базы данных кодов системных объектов.
Третьим шагом является изучение и гармонизация международных стандартов с отечественными.
При формулировании правил кодирования идентификаторов системных объектов должны быть использованы международные стандарты, для чего их нужно перевести на русский язык, подробно изучив предлагаемые ими структуры и синтаксис записи кодов.
Следует также адаптировать семантику записей словарей и классификаций, списков сокращений и условных обозначений и кодов с отечественными стандартами и утвердить их на соответствующем техническом комитете и на уровне соответствующих министерств.
Четвертым шагом является определение организаций, сопровождающих базы данных кодов системных объектов. Необходимо также законодательно определить перечень характеристик системных объектов, необходимых и достаточных для записи кодов, а также порядок их сбора и хранения.
Помимо сопровождения, к главным направлениям деятельности для этих организаций можно отнести: гармонизацию мировых стандартов с отечественными, формирование стратегии развития и формулирование основных задач, направленных на осуществление гармонизации системных справочников. К числу основных задач можно также отнести и вынесение на законодательный уровень проектов поправок в соответствующие законы и подзаконные акты, обеспечивающие реализацию поставленных задач и организацию сбора, хранения и свободного распространения кодов системных объектов (по мере их вхождения в сферу здравоохранения).
На пятом шаге следует законодательно установить, что по запросу любой интегратор вправе получить все данные или часть кодов для создания автоматизированных систем в регионах, работающих по требованиям ЕИП сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Посмотрим, как это прописано в стандарте HL7.
2.4 Сообщения стандарта HL7 2.4.5 Типы данных 2.4.5.17 CE — кодируемый элемент.
Национальные коды лекарств National drug codes (NDC) содержат уникальные коды для каждого лекарства, формы дозировки, производителя и упаковки (можно получить от National Drug Code Directory, FDA, Rockville, MD, а также из других источников).
Изучение опыта построения ЕИП в разных странах показывает, что усилия в этом направлении предпринимаются как на государственном (федеральном, региональном, муниципальном) уровне, так и на уровне общественных объединений. Более того, успех в большой степени зависит от того, насколько тесно они сотрудничают между собой.
Поскольку создание ЕИП выгодно не только государству, но и самим его участникам, шестой шаг следует совершить в направлении образования некоммерческой общественной организации, существующей на взносы участников ЕИП, целью которой является ведение и распространение среди участников ЕИП живых реестров кодов системных объектов.
Что касается общественных объединений, то их успешность зависит, прежде всего, от того, поддерживает ли их деятельность государственная власть. Кроме того, они должны договориться между собой о единых для всех форматах обмена данными, которые были бы достаточны для построения федеральной общественной системы НСИ в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Социальные задачи, которые будут решены в ЕИП сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения
Обеспечение прослеживаемости медицинских карт пациента, которые заводились в течение его жизни в разных медицинских учреждениях, возможности получения выписок из них и, соответственно, улучшение за счет этого качества лечения.
Обеспечение прослеживаемости медицинских изделий и медицинских услуг на всем их жизненном цикле и получение информации как о каждом изделии и услуге, так и их совокупности.
Снижение цен на медицинские изделия и услуги за счет возможности их сравнения без вмешательства в этот процесс государства.
Получение информации о реально лечащихся, реально лечащих, реально присутствующих в ЕИП медицинских изделиях и медицинских услугах.
И многое другое.
Можно понять, что при попытке модернизировать систему неминуемо возникают сомнения и противодействие. Но мы должны помнить, что все, что здесь предлагается, в основном уже реализовано во всем цивилизованном мире.
Меморандум участников Единого информационного пространства (ЕИП) в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения
Построение ЕИП в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения должно осуществляться на основе глобальной гармонизации региональных систем НСИ.
На первом этапе в направлении создания ЕИП сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения, на наш взгляд, следует сформулировать основной принцип кодирования идентификаторов системных объектов.
Второй шаг— определение основных системных объектов и правил их написания.
Третьим шагом является изучение и гармонизация международных стандартов кодирования с отечественными.
Четвертый шаг — определение организаций, сопровождающих базы данных кодов системных объектов.
На пятом шаге следует законодательно установить, что по запросу любой интегратор вправе получить все данные или часть кодов для создания автоматизированных систем в регионах, работающих по требованиям ЕИП сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Шестой шаг следует совершить в направлении образования некоммерческой общественной организации, существующей на взносы участников ЕИП, целью которой является ведение и распространение среди участников ЕИП живых реестров кодов системных объектов.
На седьмом шаге необходимо сформулировать перечень социальных задач, которые будут решены в ЕИП сферы здравоохранения.
Источник информации: www.rlsnet.ru