Corp

Сотрудничество государства и бизнеса - будущее здравоохранения России

3 минуты
В конце сентября в Санкт-Петербурге состоялось две конференции, посвященные проблемам модернизации здравоохранения России в целом и развитию медицинского бизнеса в частности. Приглашенные представители бизнеса и государства в форме открытого диалога обсуждали самые актуальные вопросы в сфере здравоохранения и совместно искали практические решения наиболее острых проблем отрасли.
 
{#vrez.58696} Сегодня перед государственными структурами и участниками медицинского рынка стоит стратегически важная задача: переход на качественно новую систему здравоохранения. Это обусловлено рядом жизненно важных проблем. Например, невозможность проведения ранней диагностики и оказания качественной помощи онкобольным из-за отсутствия современного оборудования в государственных медицинских организациях. По данным ЛДЦ МИБС им. Сергея Березина, ежегодно в РФ регистрируется 400 тыс. новых случаев онкологических заболеваний.
 
Одним из оптимальных решений может стать строительство специализированных центров, требующее значительных инвестиций и иного подхода к планированию госбюджета. Но, как отметила вице-губернатор Правительства Санкт-Петербурга Ольга Казанская, «мы очень медленно отходим от старой системы здравоохранения». Поэтому нужно не критиковать государство – чем зачастую заканчиваются все дискуссии -  а сотрудничать с ним.
 
Бизнесмены действительно готовы идти навстречу при условии, что будет принят Федеральный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). По оценкам экспертов, учитывая темпы старения населения и ситуацию с хроническими заболеваниями, через 10-20 лет не одна страна не будет в состоянии содержать национальную систему здравоохранения исключительно за счет госбюджета. Некоторые из участников обсуждения уверены, что для России наиболее перспективным направлением развития медицины представляется именно ГЧП.
 
Однако инициаторы подобных проектов сталкиваются с рядом трудностей: отсутствие четких гарантий, огромное количество бумаг и согласований, неэффективность действующего законодательства в сфере здравоохранения с точки зрения реализации долгосрочных инвестиционных проектов, политические риски, неэффективное формирование тарифов на медицинскую помощь и многое другое.
 
— Преимущество проектов ГЧП в том, что инвестор берёт на себя обязательства по созданию объекта, с проектирования до эксплуатации и предоставления качественных услуг, — заметил Арам Галустян, член Совета директоров компании «ЮНИКС». — Это позволяет избежать размытия ответственности за качество оказываемых в итоге услуг и стимулирует инновации. На данный момент главное препятствие этому – отсутствие гарантий со стороны государства и регионов. Инвестор рискует вложиться в проект, оказать услугу, но окупаемости при этом не получить.
 
— Развитие ГЧП должно идти шаг за шагом, — считает Марина Касумова, управляющий ГК МЕДИ. — В данный момент частные и государственные медицинские организации должны делиться наработанным опытом через совместную разработку стандартов медицинской помощи и систему обучения будущих специалистов.
 
Большинство участников отмечает тенденцию к осознанию государством необходимости участия в проектных рисках. Хороший пример для подражания есть в Санкт-Петербурге. Благодаря профильным комитетам при Правительстве города и региональным нормативно-правовым актам, здесь, в отличие от других субъектов РФ, налажена четкая связь между частными компаниями и государственными структурами. Правда, еще рано говорить о практической реализации масштабных проектов, но, как не раз отмечали участники дискуссий, именно Северная столица стала «законодательницей моды в области ГЧП».
 
В поле пристального внимания оказался вопрос импортозамещения. На сегодняшний день доля отечественных производителей в государственных закупках составляет лишь 17%. Тем не менее, оказывается, что сотрудничать с ними в два раза выгоднее, так как деньги возвращаются в бюджет в виде налоговых отчислений. Некоторые специалисты считают, что за год замещение импорта можно поднять до 25%.
 
Еще одним важным моментов в обсуждении стал Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Напомним, что до 1 января 2014 года процесс государственных закупок регулировался Федеральным законом N 94-ФЗ, однако с принятием нового закона о госзакупках он утратил свою силу.
 
Несмотря на то, что процесс обеспечения государственных нужд стал носить экономический характер, Закон N 44 вызывает бурю негодований. За недолгий срок своего существования он уже претерпел ряд поправок, и пока сложно говорить об его окончательном варианте. Более того, многие чиновники предлагают вернуться к советской системе госплана.
 
— Плохой 94-ый лучше хорошего 44-ого, — шутят участники панельной дискуссии.
 
Комментарии Cackle
Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука Здоровье Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука
Дискуссия по этому поводу не прекращается более 100 лет

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми