фото с сайта www.flickr.com

Все, что вы хотели знать о «скорой»

Олеся Сосницкая

«Спасите, человек умирает!» – эти слова диспетчеры «скорой помощи» слышат по телефону не раз и не два в день. Уточняющие вопросы «от чего, где и кто умирает?» на другом конце провода не всегда находят понимание. Тут драгоценное время уходит, а девушка на телефоне бубнит какой-то опросник!

Между тем, от ответов на заданные вопросы зависит не только какая бригада поедет к больному (реанимационная, кардиологическая, педиатрическая, обычная или фельдшерская – из числа свободных, конечно), но и сама возможность вызов принять. Пока диспетчер не заполнит карту, которая является основным документом по данному вызову, он не имеет права передавать его бригаде.

Общаемся с диспетчером

Оператор на линии обязательно спросит: пол, примерный или точный возраст человека, к которому вызывают «скорую», что случилось (где болит, характер травм, если они есть, в сознании ли больной), адрес (улицу, номер дома, подъезд, этаж, код, особенности подъездных путей) и ваш телефон и фамилию, если «скорую» вызывает не сам пострадавший. Даже если вы очень нервничаете, постарайтесь отвечать на все вопросы максимально четко.

Не преуменьшайте и не преувеличивайте опасность. Например, «очень болит голова», «болит голова, была потеря сознания», «человек жаловался на головную боль, сейчас без сознания» – разные категории срочности вызова. Здесь, правда, возникает соблазн вызвать бригаду на угрожающее жизни состояние при его отсутствии. Рядовой обыватель даже представить не может, сколько алкоголиков, наркоманов и просто легких больных обслуживает «скорая» по жалобе «боли в сердце», на которую стараются примчаться как можно быстрее. А в это время без медицинской помощи остается человек с настоящим сердечным приступом…

Сколько ждать «скорую»?

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «О порядке оказания скорой медицинской помощи» подстанции должны находиться в пределах 20-минутной транспортной доступности. Но не всегда «скорая» доберется до пациента за эти самые 20 минут. Время зависит от того к «скорым» или «неотложным» случаям относится вызов, от наличия свободных бригад и, увы, от пробок на дорогах.

Помимо пробок, задерживает «скорую» и перегруженность вызовами. Так, на 10 тысяч человек полагается одна бригада «скорой помощи». Но, например, в столице количество бригад 954, что рассчитано по официальному населению в 10,4 млн человек, а реально проживает 13-15 млн.

В Москве все вызовы делятся на четыре категории. В первую попадают состояния, напрямую угрожающие жизни – на такой вызов машина должна приехать максимум через 20 минут. Вторая категория – обострения хронических заболеваний – 30 минут. Третья – неотложные поликлинические вызовы – 1 час. И в четвертую входят несрочные перевозки между медучреждениями. При этом в отсутствие свободных бригад сначала обслуживаются вызовы первой категории и вызовы к детям.

Что делать пока едет врач?

1. Выполняйте указания диспетчера или врача-консультанта

Дистанционным лечением «скорая помощь» не занимается, но в некоторых случаях счет может идти на минуты. Поэтому если уж вас сказали срочно повернуть пациента на бок, а не оставлять на спине, это действительно важно.

2. «Скорую» желательно встречать

Наша нумерация домов не идеальна, а врачи - не телепаты. Искать третий подъезд в пятом корпусе могут долго. Если вызов принят, выходить к месту встречи нужно сразу же. Не можете встретить сами – привлекайте кого-то еще.

3. Подготовить место и условия для работы

Если «скорую» вызвали на улицу – это одно, а вот в квартире стоит заранее приготовить стул для врача, место для ящика с инструментарием и медикаментами,  чистое полотенце и тарелку для ампул. Звать же на осмотр всех, кто есть в доме, не нужно – достаточно 1-2 взрослых членов семьи, которые смогут выполнять указания врача.

И, пожалуйста, закрывайте в соседней комнате или на кухне животных. Каждый второй сотрудник «скорой» может показать на себе места, в которые впивались некоторые «некусачие» домашние питомцы, вдруг узревшие шприц.

4. Подготовьте вещи для больницы, чтобы не терять время на сборы

Самое необходимое: документы, страховой полис, тапочки, сменная одежда, чашка и ложка, зубная щетка и паста, мобильный телефон и зарядное устройство. А также деньги, как минимум, на обратную дорогу, ведь «скорая» обратно никого не возит.

Проблемы со «скорой»

Вариант 1. У вас не принимают вызов

Как вызвать «скорую» с мобильного

Если речь идет о звонках с мобильного телефона, двузначная комбинация 03 редко поддерживается оператором и телефонными аппаратами.

В России в случае с МТС нужно набирать 030, для Билайна 003 или 030, а для Мегафона 03-03-03. В Украине же и Беларуси «скорую» можно вызвать, используя номер 103. Для других операторов истину стоит искать в комбинациях 003, 030, 033, 103 или пользоваться номером для экстренных вызовов 112. Он, кстати, работает при отрицательном балансе счета и даже без sim-карты.

Для начала нужно определиться соответствует ли причина вызова тому, чем занимается «скорая». В компетенцию скорой входят все состояния, угрожающие жизни и здоровью человека. Это несчастные случаи; внезапные заболевания, угрожающие жизни больного (симптомы - судороги, кома, длительная потеря сознания, асфиксия, «острый живот», серьезные нарушения сердечно-сосудистой деятельности и т.д.); роды и любые нарушения течения беременности; детские заболевания; опасные для окружающих психические расстройства. И не важно, где находится больной: дома, на улице, в магазине или на работе.

Не принять вызов при вышеперечисленных ситуациях диспетчер не имеет права – неработающий лифт, даже если вы живете на 22 этаже, и преклонный возраст больного – не основания для отказа.

Если трубку положили, перезванивайте снова 03 (скорее всего, вы попадете к другому диспетчеру) или обращайтесь на «горячие» линии отделов здравоохранения, которые есть в большинстве крупных городов. В столице это «Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы (495) 251-14-55 в рабочее время и (495) 251-83-00 круглосуточно. В Санкт-Петербурге – дежурный врач Комитета Здравоохранения СПб, (812) 571-09-06.

Вариант 2. Машины все нет и нет

Выходов здесь немного – звонить 03 и выяснять, почему задерживается «скорая» или ехать в лечебное учреждение самостоятельно, если минимально позволяет состояние. Во втором случае нужно отменить вызов. А разбираться, виновата пробка или чья-то халатность, лучше уже, когда угроза для жизни снята.

Вариант 3. Конфликт с приехавшей на вызов бригадой

В случае если медицинская помощь кажется вам недостаточной, вам необоснованно отказывают в госпитализации или требуют денежное вознаграждение, звоните 03 (все звонки в диспетчерскую станций скорой и неотложной помощи записываются) или на соответствующие горячие линии.

Важно знать, что «скорая» не госпитализируют пациентов, диагноз которых ясен и дальнейший прогноз нормальный, тех, кому требуется амбулаторное лечение. Отказ же в госпитализации по возрасту при наличии показаний, незаконен. Стоит, правда, отметить: тяжесть ухода за престарелым  родственником после инсульта и т. п. показанием для госпитализации не является.

А вот страховой полис и даже удостоверение личности для «скорой» не нужны. А если такой вопрос возникает, обычно хватает одной угрозы выяснить: с каких пор это для экстренной помощи нужен полис? Более того, для госпитализации по жизненным показаниям наличие страховки также не обязательно.

Но, прежде чем жаловаться, нужно знать, чем «скорая помощь» НЕ занимается:

- поликлиническими вызовами (если больной сам может дойти до специалиста и получить назначения);

- обострениями хронических заболеваний (без прямой угрозы жизни и здоровью),

- в случае ухудшений у больного, который наблюдается участковым врачом.

Также врачи «скорой» НЕ снимают похмельный синдром, НЕ проводят процедуры в рамках планового лечения, НЕ оказывают стоматологические услуги (исключение – сильное кровотечение после удаления зубов), НЕ выезжают для освидетельствования трупов, установления наркотического и алкогольного опьянения, НЕ выдают справки и больничные листы и НЕ назначают лечение.

Платно или бесплатно?

Практически в любом крупном городе можно вызвать не только государственную, но и платную «скорую». У коммерческих служб есть свои достоинства: новые, прекрасно оборудованные машины, широкий ассортимент медикаментов, предупредительные врачи и готовность выехать по первому чиху. Они поставят капельницу, снимут интоксикацию алкоголику и даже просто послушают жалобы на жизнь, тогда как в «03» такие вызовы просто не примут.

Прейскурант же зависит от региона и компании. Так, вызов платной «скорой» в Нижнем Новогороде будет стоить около 3500 рублей, а в Москве, в пределах МКАД – 3500-7000, за кольцевой – до 12-14 тысяч. При этом отдельно оплачиваются лекарства, наценка за вызов кардиобригады или реаниматологов, спуск по лестнице на носилках (от 100 до 300 рублей за этаж), поездка в больницу и т. д. А в столице придется раскошелиться еще и за информацию о наличии свободных мест в стационарах.

Правда, не всегда вызов коммерческой службы оправдан: если вызов срочный, то государственная «скорая» приедет быстрее просто из-за большего числа подстанций и бригад. А врачи платных «неотложек» - это бывшие или действующие сотрудники обычной «скорой», а не светила медицины, хотя, несомненно, за деньги с вами будут вежливы и любезны. Кроме того, платные «скорые» обычно возят клиентов только в те больницы, с которыми у них заключены соглашения, но это лучше уточнять в конкретной службе.