Вещь вне себя: купить и сдать обратно

У продавца всегда купивший виноват. Тому примеров сто, и даже тыщи! Мы их неправоту в законах сыщем, вот что о том юристы говорят…

О разбитом корыте и исчезнувшем бальном платье

В России исстари принято винить лишь самого себя в некачественной покупке. Даже сказки повествуют об этом. Небезызвестная Старуха из сказки о золотой рыбке даже не попыталась разобраться, почему же у нее разбилось корыто (в современной интерпретации – стиральная машина). И послала своего Старика не в магазин (а вдруг брак у товара был еще до покупки?) и даже не в гарантийную мастерскую, а сразу к Золотой Рыбке (в нашем понимании это что-то типа фонда материальной помощи малоимущим). Понятно, что в итоге она так и  осталась со своим разбитым корытом.

Впрочем, она хоть туда додумалась Старика послать. Уже хорошо. Золушка, например, поступила еще глупее. На слово поверила фее (продавщице), что гарантийный срок на бальное платье (от Кардена, никак не меньше, другим принцев не соблазнить) составляет менее 12 часов. Хотя ей несказанно повезло. Принц оказался хорошо воспитанным и, увидев Золушку без одежды, как честный человек посчитал себя обязанным на ней жениться. Но хэппи-энд не освобождает фею (продавщицу) от ответственности за предоставление заведомо ложной информации об условиях гарантии. Продолжать перечислять сказочные «товарно-денежные» обманы можно бесконечно.  И, хорошо,  если бы все сказками и ограничивалось.  

Но и в нашей повседневной жизни точно такие же, а то и более сказочные ситуации не редки. И чтобы не прослыть глупыми Старухами и наивными Золушками, нужно знать свои права, как покупателей. Насквозь прочитать, понять и запомнить  закон «О защите прав потребителей» и «Гражданский кодекс», где прописано решение практически всех спорных ситуаций, обычному юридически не подкованному человеку очень трудно. Не отходя далеко от сказочной тематики, попробуем смоделировать наиболее типичные проблемы, с которыми можно столкнуться при покупке обуви.

Обувь не по душе

Жил да был Емеля, не дурачок, а вполне успешный молодой человек. Курьером служил. Лапти носить он очень любил. Сам их не плел, не до того было, работы невпроворот. А работа вся на ногах, так набегается, что за месяц, бывало, не одни лапоточки сносит, а уж за год – и вовсе не счесть. Поэтому и за обновками ходил часто, да в разные неприятные ситуации попадал немногим реже. Однажды заскочил второпях в ближайший полутемный магазинчик, схватил первую попавшуюся пару лаптей – и дальше по своим делам помчался. А как домой пришел – что за диво? Лапоточки-то не терракотовые, которые так подходили Емеле к новому кафтану, а розовые, да еще и с бантиками на носу! Одним словом – настоящий мужчина такого сроду не наденет. Ну, не разглядел Емеля впотьмах, с каждым может случиться. Закручинился Емеля. Что же делать? Ходить в таких – так даже щуке на смех, а поставить в красном углу избы да всю жизнь на них любоваться – денег жалко.  Чай, не из проруби ведрами деньги он таскает, а зарабатывает. Тут, на свое счастье, он вспомнил, что где-то завалялась у него визитка Василисы Премудрой, специалиста из службы защиты потребителей. Набрал он ее телефон и рассказал про свое горе. И вот что услышал:

В соответствии со  статьями 18 и 25 закона «О защите прав потребителей» в течение 14 дней после покупки (сам день покупки не считается) покупатель имеет право вернуть в магазин новую обувь (если ее не носили, сохранился ее первоначальный вид, целы все фабричные ярлыки). Скорее всего, продавец предложит выбрать другую пару обуви на замену. Но покупатель имеет право настаивать и на возврате денег за покупку. 

Цифры и факты

2/3 всех претензий к качеству касается обуви итальянского производства и подделок под Италию.

Гарантийные сроки на обувь по ГОСТам составляет:

  • обувь на кожаной подошве - 50 дней
  • на полиуретановой или подошве из пористой резины - 80 дней
  • на подошве из кожеподобной резины – 70 дней.

Продавец имеет право увеличить срок гарантии, но не уменьшить его.

Обрадовался Емеля и понес свои неправильные лапти обратно  магазин. А Лиса Патрикеевна,  которая там  продавщицей служила,  ему говорит медовым голосом:

- Ты,  Емеля,  купил у нас лапти на распродаже. Видишь,  у нас тут черным по белому написано: «Вещи,  купленные со скидкой, обмену и возврату не подлежат». Так что, какие могут быть претензии?  

- Но лапти же совсем новые! – возмутился Емеля.

- А я и не отрицаю, - ответила Лиса  Патрикеевна. – Это лапти прошлогодней коллекции,  поэтому их и уценили.

Емеля опять бросился звонить Василисе. И не напрасно:

Если обувь уценена не как имеющая какие-то недостатки, а по иным причинам, то заявление о том, что она не подлежит возврату и замене противоречит закону «О защите прав потребителей». Независимо от стоимости вещи, ее можно возвратить в магазин в 14-дневный срок. 

Но Лиса Патрикеевна дюже хитрая, очень уж ей  не хочется товар менять или деньги возвращать. Вот и решила она «вспомнить» о браке:

- Видишь,  Емелюшка, - говорит она и на бантик на носу лаптя показывает. – Он криво пришит. Поэтому лапоточки мы и уценили.

- Но ты же мне этого не говорила!

- Ах, память моя девичья, - вздохнула Лиса Патрикеевна. – Совсем заработалась, забыла, видать. 

Но Василиса и тут не подвела:

При продаже продавец обязан предоставить полную и достоверную информацию о товаре, указать на все его изъяны, что предусмотрено статьей 10 закона «О защите прав потребителей». В данном случае этого не  произошло. Поэтому вступает в силу статья 12 часть 1, оговаривающая ответственность продавца за подобные нарушения.  Согласно ей продавец должен действовать в соответствии со статьей 18 и обязан принять товар обратно в 14-дневный срок.

- Очень уж грамотные нынче Емели пошли, - проворчала Лиса Патрикеевна, забирая у него покупку и возвращая деньги.

Рекламные сюрпризы

Но не долго отчаивалась Лиса Патрикеевна из-за возращенных денег. Знала, чем завлечь Емелю.

- Емелюшка, а вот тут у нас новое поступление лаптей. Может, глянешь? Лапти-скороходы называются.  Повернешь вот этот секретный рычажок – и горя не знаешь. Сами собой бегут, ноги не устают. Дорогие, конечно, в цене наливного яблочка на блюдечке с золотой каемочкой, но вещь-то того стоит. Тебе, поди, с твоей работой курьером много бегать приходится. Вот, гляди, у меня тут и рекламка есть. От производителя. Качество он обещает.

- А что, дельная вещь. Возьму, пожалуй, - и довольный покупкой он отправился домой обновку примерять.

Обулся в новые лапти-скороходы, топает по избе и дивится. По ощущениям лапти как лапти, мягкие, удобные, и не скажешь, что скороходы. Недели через три и случай подвернулся на практике рабочие качества лаптей проверить. За тридевять земель Емелю отправили за живой водой. Повернул Емеля рычажок на лаптях скороходах, сделал пару шагов. Но что такое? Лапти отказываются сами собой бежать. Пришлось использовать их как обычную обувь безо всяких сюрпризов.   

Вернулся Емеля усталый и злой и сразу к Лисе Патрикеевне.

- Что ты мне опять продала, рыжая плутовка? Не работают твои лапти-скороходы, нет от них никакого толку.

- Как же так? – дивится лиса. – В рекламе же сказано, что они должны сами бежать! Может, ты рычжок забыл покрутить?

- Да, крутил я его, крутил. Не работают лапти – вот и весь сказ. Давай деньги возвращай!

- Не могу, - говорит Лиса Патрикеевна. - Две недели со дня покупки истекли, да и носил ты лапти. Кому ж я такие продам? Да, вдруг они работают, а ты сам что-то неправильно сделал? Не буду я тебе денег возвращать!

Но и Емеля не лыком шит – снял трубку и набрал номер Василисы Премудрой. Но на этот раз та его огорошила:

Ситуация неоднозначная. Только ли в рекламном объявлении были указаны особые свойства обуви, или же они прописаны и в сопроводительных документах? Прилагалась ли к обуви инструкция по применению? От этого зависит, кто виноват: производитель, выпустивший некачественный товар, продавец, предоставивший не полную информацию о товаре или покупатель, неправильно эксплуатирующий обувь.  Как бы то ни было, начало решения этой  проблемы одинаково. На имя дирекции магазина нужно написать претензию (в двух экземплярах), где изложить все обнаруженные недостатки купленного товара. Один экземпляр нужно завизировать у администрации магазина (поставить пометку, что претензию они получили) и оставить его себе. Другой экземпляр оставить в магазине. Если администрация отказывается принимать претензию, ее нужно отправить по почте с уведомлением о доставке.

В десятидневный срок продавец обязан рассмотреть претензию и направить обувь на независимую экспертизу. Учтите, что эксперт будет руководствоваться теми характеристикам,  которые указаны в сопроводительных документах на товар (СНиПах, ГОСТах, ТУ и прочих), а отнюдь не в соответствии с текстом рекламного объявления. Покупателю стоит самому присутствовать на экспертизе: он сам заинтересован в этом и в случае необходимости сумеет пояснить эксперту, что именно требует проверки. Если эксперт признает претензию покупателя законной, то оплачивает проведение экспертизы продавец, если нет - то сам покупатель. Если экспертиза признала претензии покупателя обоснованными, продавец, как и в предыдущем случае, обязан либо поменять товар, либо вернуть деньги за покупку.

Если результаты экспертизы не в пользу покупателя, но он полностью уверен в своей правоте, или если продавец отказывается соблюдать закон «О защите прав потребителей», конфликт нужно решать в судебном порядке. О нарушениях же «Закона о рекламе» можно заявить в министерство антимонопольной политики, в ведомстве которого находится рассмотрение подобных случаев. Правда,  кроме морального удовлетворения за то, что производитель,  рискнувший выдать такую недостоверную рекламу своей продукции, будет наказан, покупатель ничего не получит.      

Сезон снежных бурь

Пока суд да дело, Емеля все же отважился купить еще одни лапти, зимние, на бобровом меху. Что ж с того, что лето? Не зря же в народе говориться, что сани летом нужно готовить. Тут Емеля продавщицу Лису Патрикеевну даже слушать не стал,  выбирал обувку медленно,  вдумчиво, читал все подряд надписи,  даже те,  что гвоздиком на стенке рядом с обувным стендом нацарапаны. Наконец-то нашел то, что нужно. Не лапти – а загляденье. Из натурального лыка, с гарантией 60 дней. Ну, думает Емеля, уж  с этой-то покупкой я впросак не попаду.

Пролетело красно лето, прошла дождливая осень, наступила снежная и вьюжная зима. Самая пора новые зимние лапти одевать. И – опять незадача! На второй же день лапти каши запросили, подметка отклеилась.

- Ничего не знаю и знать не хочу, - заявила Лиса Патрикеевна, когда Емеля пришел в магазин с очередной претензией. - Сам посуди! У тебя на лапти гарантия какая? 60 дней. А ты купил их 70 дней назад. Убирайся вон,  ничего ты от меня не получишь!

Снова, видать, нужно к помощи Василисы Премудрой обращаться.

Согласно распоряжению Правительства Москвы «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве» от 7 апреля 1998 года (за номером 375) обувь относится к сезонным товарам, и гарантийные сроки для обуви, приобретенной в межсезонье, отсчитываются со дня начала сезона. Для Москвы зимний сезон длится  с  1 ноября по 1 марта,  весенний – с 1 марта по 1 мая,  летний – с 1 мая по 1 сентября. С осенним все несколько сложнее, он длится с 1 сентября по 15 ноября, то есть частично перекрывает зимний. В любом случае, даже если прошли календарные сроки гарантии, но не закончились гарантия с учетом сезона,  покупатель вправе потребовать от продавца соблюдение закона «О защите прав потребителя». Действовать нужно по тем же схемам, как в первом и втором случае.

Так что и на этот раз Лисе Патрикеевне пришлось менять лапти на новые.

Вот такие истории произошли с нашим Емелей. Лучше, конечно, в подобные ситуации не попадать. Но если такое и случится,  главное помнить, что у вас есть права и продавец обязан их соблюдать.  

Юрий Ли-бин