Во-первых, трудно осознать тот факт, что ребенок уже совсем взрослый, а во-вторых, повергают в панику мысли о грядущих жизненных переменах.
Позади остались собеседования и тестирования. И, конечно, давно уже куплен модный ранец, а вместе с ним – пеналы, карандаши, тетрадки и прочие школьные атрибуты. Но как провести последние месяцы перед школой? Устроить «мозговой штурм» по новеньким учебникам за первый класс? Или, наоборот, дать напоследок «оторваться» и разрешить целыми днями смотреть мультики и ложиться за полночь?
И вообще, что делать? Как подготовить ребенка к новой для него жизни?
Научить сотрудничеству
В игре-эксперименте психологи дали детям задание, которое можно было выполнить только договорившись друг с другом. Выяснилось, что для будущих первоклассников это довольно сложная задача. Одни не знали, как можно взаимодействовать друг с другом, другие упорно стремились к цели, но путем не сотрудничества, а соперничества. Между тем, школьникам очень важно научиться устанавливать «деловые контакты» со сверстниками. Тем, кто не умеет этого делать, очень трудно будет считаться с мнением и желанием других детей, соотносить свои потребности с потребностями окружающих.
Часто эта проблема возникает у тех ребят, которые до школы не ходили в детский сад и мало общались со сверстниками. Такие дети обычно достаточно хорошо подготовлены к школе интеллектуально и любят это подчеркивать: «А ты знаешь, что такое фотосинтез?». В большинстве случаев, сверстники таких подробностей биологии не знают, из чего «звезда» делает вывод: мне с ними неинтересно. Его основная мотивация – не собственная потребность, а внушенная взрослыми мысль о его исключительности.
Однако, когда такой вундеркинд, не овладевший элементарными навыками общения и сотрудничества, приходит в школу, начинаются серьезные проблемы. Пытаясь потрясти окружающих глубиной своих познаний, он нередко начинает мешать учителю вести урок, перебивать, вставлять замечания (далеко не всегда подходящие по смыслу), его не берут в детские игры. Результат парадоксальный, но на самом деле закономерный – ребенок теряет интерес к учебе и начинает заметно отставать.
Как проверить, насколько легко ваше чадо сможет влиться в детский коллектив? Обратите внимание, как оно играет.
- Легко ли ребенок устанавливает контакты?
- Считается ли с другими участниками игры как с партнерами?
- Умеет ли играть по правилам (соблюдает очередность ходов, спокойно ждет своей очереди и т.д.)?
Если будущий первоклассник требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не умеет достойно проигрывать (бежит жаловаться, впадает в ярость, истерику), не признает правил – налицо серьезные проблемы с умением общаться.
Что делать?
Постарайтесь почаще устраивать игры по правилам, лучше всего вместе со сверстниками вашего ребенка. Если нет возможности привлечь детскую компанию, играйте сами, но не поддавайтесь постоянно (оптимальный вариант для ребенка – выигрывать в 60-70% случаев, таким образом, его самооценка останется достаточно высокой, но в то же время позволит ему почувствовать себя и «по другую сторону победы»). Для того, чтобы потренировать заодно память, внимательность, логическое мышление, подойдут игры в домино, шашки, «Мемори» (набор парных карточек) и пр.
Научить самостоятельности
Очень важно, чтобы будущий первоклассник привык к самостоятельным действиям. Юный гений, которому бабушка каждый раз завязывает ботинки, в школе будет чувствовать себя гораздо менее комфортно, чем обычный ребенок, который ухаживает за комнатными цветами в своей комнате и вытирает там пыль.
Не надейтесь на то, что школа научит вашего отпрыска самостоятельности. Приучать малыша к элементарным бытовым навыкам – задача родителей и дошкольного образования. Далеко не всякий учитель будет следить за тем, чтобы рубашка у вашего чада была заправлена, а физкультурная форма лежала на нужном месте. Маленьким растеряхам и неумейкам в школе очень сложно. Нередко они вызывают раздражение у педагогов, и насмешки – у одноклассников.
Что делать?
Определите для ребенка постоянные домашние поручения. Они должны быть не сложными, но постоянными – желательно, ежедневными. Ребенок постепенно привыкает к регулярному выполнению определенной работы, а это – психологическая основа для нормальной учебы.
Психолог Марина Александровна Панфилова, к. п. н., заведующая детским отделением центра «Катарсис» советует:
«Ребенку нередко трудно самостоятельно выполнять поручения просто потому, что он еще не очень помнит последовательность действий. Отличный выход в этой ситуации – рисовать план в картинках. Пусть они будут условными и схематичными. Главное, чтобы ребенок сам их понимал: сначала ему нужно встать, потом умыться, одеться, прибрать свою постель, позавтракать, полить цветы или погулять с собакой и т.д. Потом подобный план можно составлять для выполнения уроков, для занятий музыкой, уборки игрушек и пр. Малыш заранее видит всю последовательность действий и самостоятельно сверяется с планом».
Следующий этап – научить ребенка действовать по словесной инструкции. Например, когда вы на даче просите своего маленького помощника полить цветы, пусть ваша инструкция будет предельно четкой и последовательной. Можно даже поиграть в «робота», который понимает лишь ясные команды:
- Встань.
- Пройди пять шагов вперед и возьми лейку.
- Повернись направо и пройди еще 10 шагов вперед.
- Набери в лейку воды.
- Повернись налево и пройди 3 шага вперед.
- Полей розу.
Умение действовать самостоятельно по заданной программе очень важно для школьника. Зачастую дети неправильно выполняют задания только потому, что не поняли или успели забыть их условия. А лето – отличная возможность потренироваться в выполнении самых простых задач».
Не перегружать
Если все оставшееся до школы время вы будете заниматься исключительно «натаскиванием», то к сентябрю все ваши занимательные учебники с красочными картинками и сказочными примерами будут вызывать у будущего первоклассника лишь чувство глубокой ненависти.
Опытные педагоги начальных классов говорят, что перед школой гораздо важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, не учить писать, а развивать мелкую моторику, координацию движений (этому способствует лепка, рисование, вышивание, конструирование из мелких деталей). Проблема общего развития стоит сейчас довольно остро.
По статистике, врачи признают лишь 14 % будущих российских первоклассников практически здоровыми. 26% дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет имеют проблемы с развитием речи, у 13% – не в порядке нервы, у 2-4% выявляются нарушения памяти и внимания.
Что делать?
Лариса Суздальцева, педагог, руководитель кафедры дошкольного воспитания детской студии «Образ», советует:
«Развитием речи можно заниматься не только на специальных занятиях в детских студиях. Это вполне можно делать дома, на даче, да где угодно. Например, мама может превратиться в инопланетянку и попросить ребенка объяснить ей, что такое велосипед или дерево. А что на вашем, «землянском» языке означает «белая ворона»? Или как это можно «повесить нос»?
Порой юный эрудит знает все созвездия, но затрудняется назвать, какая бывает посуда, или на какой улице он живет. Обсуждайте с ребенком простые, казалось бы, вещи: как называются предметы мебели, какие продукты лежат в холодильнике и из чего их делают. Развивайте наблюдательность и внимание, беседуя о том, какая сегодня погода, что вы увидели в лесу и т.д. Почаще описывайте вместе картинки (от простых открыток до монументальных полотен), стараясь представить себе, что было до и после изображаемого момента. Еще одна важная вещь. В школе учителя требуют «отвечать полным ответом»: т.е. не односложно, а полным предложением. Этому тоже можно заранее научить ребенка еще до того, как прозвенит первый звонок».
Анна Косинская-Диева, логопед детского клуба «Классики»:
«Развитию речи весьма способствуют пересказы. Для того, чтобы научить ребенка пересказывать, можно опять же использовать картинки-пиктограммы. Они похожи на игру или на мультик, поэтому обычно нравятся ребятишкам. Однако при этом создаются устойчивые зрительные образы, которые помогут им вспомнить сюжет рассказа.
Не стремитесь в последний месяц перед школой накачать ребенка новыми сведениями. Наверняка он в течение последнего года готовился к школе в детском саду или на курсах. Имеет смысл вместе с будущим школьником пролистать его домашние тетради, которые остались в результате этой подготовки. Не спеша, вдумчиво повторите основные темы, уже хорошо знакомые ребенку. Кстати, я рекомендую вам сохранить эти тетради – представляете, какой будет сюрприз к выпускному вечеру!»
Поиграть в школу
Нередко ребенку сложно понять саму структуру школьной жизни, расписание, чередование уроков и перемен. Ведь до сих пор дошкольная вольница позволяла ему достаточно свободно вести себя на занятиях, да и проходили они не каждый день. Отныне его статус кардинально изменится. Что ждет его в этой новой жизни? Порой предстоящие перемены (еще и усугубленные страшилками старших товарищей) пугают его своей неизвестностью.
Что делать?
М. Панфилова, психолог:
"Играть! Психологическая подготовка к школе замечательно проходит в игре. Постарайтесь вместе с малышом проиграть различные ситуации, с которым он может столкнуться на уроках или на переменках. Обычно дошкольники очень любят такие игры.
Учениками в домашней школе могут быть любые мягкие игрушки. Важно, чтобы они были наделены своими характерами: один «ученик» может быть простодушно-наивным, другой – трусливым, третий – хамоватым. Роли учителя и ученика могут поочередно исполнять мама и ребенок. Пусть в вашей школе будет настоящий звонок-колокольчик, возвещающий о начале и конце каждого занятия. Покажите в игре, как нужно вести себя на уроках (что будет, если один ученик начнет кричать, другой – прыгать, а третий – бегать?). Представьте себе, как пройдет самый первый школьный день ваших игрушечных учеников. Приучите ребенка к мысли, что все необходимое для урока нужно приготовить заранее. Пусть ученики по-настоящему поднимают руки, когда хотят о чем-то спросить учителя – в общем, постарайтесь максимально подробно показать ребенку, что его ждет в новой школьной жизни."
Конечно, «первый раз в первый класс» – это всегда трепет и волнение. Но если ребенок готов психологически к таким переменам в своей жизни, он воспримет их достаточно легко. А для этого ему необходимо чувствовать вашу уверенность и поддержку.
Инесса Смык
По материалам журнала «Кутузовский проспект»
Источники
- Périssé ARS., Souza-Santos R., Duarte R., Santos F., de Andrade CR., Rodrigues NCP., Schramm JMA., da Silva ED., Jacobson LDSV., Lemos MCF., Sobral A. Zika, dengue and chikungunya population prevalence in Rio de Janeiro city, Brazil, and the importance of seroprevalence studies to estimate the real number of infected individuals. // PLoS One - 2020 - Vol15 - N12 - p.e0243239; PMID:33332373
- Xu XH., Dong H., Li L., Liu WH., Lin GZ., Ou CQ. Trends and seasonality in cause-specific mortality among children under 15 years in Guangzhou, China, 2008-2018. // BMC Public Health - 2020 - Vol20 - N1 - p.1117; PMID:32678015
- Hon KL., Leung KKY., Leung AKC., Sridhar S., Qian S., Lee SL., Colin AA. Overview: The history and pediatric perspectives of severe acute respiratory syndromes: Novel or just like SARS. // Pediatr Pulmonol - 2020 - Vol55 - N7 - p.1584-1591; PMID:32483934
- Alkahtani AM., Assiry MM., Chandramoorthy HC., Al-Hakami AM., Hamid ME. Sero-prevalence and risk factors of brucellosis among suspected febrile patients attending a referral hospital in southern Saudi Arabia (2014-2018). // BMC Infect Dis - 2020 - Vol20 - N1 - p.26; PMID:31918671
- Forkel S., Beutner C., Heetfeld A., Fuchs T., Schön MP., Geier J., Buhl T. Allergic Rhinitis to Weed Pollen in Germany: Dominance by Plantain, Rising Prevalence, and Polysensitization Rates over 20 Years. // Int Arch Allergy Immunol - 2020 - Vol181 - N2 - p.128-135; PMID:31805564
- Touhami M., Zennaki A., Bouchetara A., Naceur M., Aoui A., Gharnouti M., Latroch C., Bouziane-Nedjadi K., Boudraa G. [Epidemiological Evolution of Type 1 Diabetes in Children: Data from the Register of the Department of Oran, Algeria, 1973-2017]. // Rev Epidemiol Sante Publique - 2019 - Vol67 - N6 - p.369-374; PMID:31645290
- Faber M., Krüger DH., Auste B., Stark K., Hofmann J., Weiss S. Molecular and epidemiological characteristics of human Puumala and Dobrava-Belgrade hantavirus infections, Germany, 2001 to 2017. // Euro Surveill - 2019 - Vol24 - N32 - p.; PMID:31411134
- He Y., Zhang W., Sun N., Feng G., Ni X., Song H. Experience of pediatric urogenital tract inserted objects: 10-year single-center study. // J Pediatr Urol - 2019 - Vol15 - N5 - p.554.e1-554.e8; PMID:31301975
- Milczarek M., Czarkowski MP., Sadkowska-Todys M. Salmonellosis in Poland in 2015 and 2016 // Przegl Epidemiol - 2019 - Vol72 - N4 - p.419-431; PMID:30809752
- Singh R., Chojnowski A., Hay S. Hand and Wrist Injuries Related to Motocross Injuries: 5 Year Series. // J Hand Surg Asian Pac Vol - 2019 - Vol24 - N1 - p.60-64; PMID:30760159